В данной статье представлены теоретические аспекты формирования речевой культуры младших школь-ников через учебный диалоги содержание диагностических работ по определению начального уровня форми-рования речевой культуры младших школьников. Анализируется содержание понятий «диалог», «учебный диалог», «культураречи» с философской, психологической и педагогической точек зрения. Философское значение выражает общение говорящих людей, порядок понимания и внутреннюю культуру, а психологическое значение выражается в особенностях планирования, терпения, устойчивого эмоционального поведения, мыслительных способностей, внимания, чувств, воображения, педагогически учащийся проверяет, правильно ли он дал оценку тому или иному явлению, правильно ли он рассуждает, в статье подробно анализируется, оценивает ли он свои возможности, замечает ли он в правильно построенном диалоге (образгероя, ситуацию, время).
В эмпирическом разделе проанализировано содержание диагностических работ по изучению речевой культуры младших школьников и выявлению их затруднений, а также экспериментальному определению уровня сформированности речевой культуры учащихся 3 класса в начальных классах. В соответствии с целями и задачами диагностической работы в опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 122 учащихся 3 класса начальной школы в экспериментальной (62 учащихся) иконтрольной (60 учащихся) группах, показатели которых были представлены в виде таблицы и гистограммы. Проведен статистический анализ.