В статье рассматриваются методологические принципы, составляющие важнейшую методологическую базу в исследовательской деятельности педагога-музыканта, как исходные ориентиры в его научно-теоретической и практической подготовке. Они призваны выполнять направляющую и организующую функцию при применении методологического анализа – ведущего средства в формировании методологической культуры специалиста. Методологический принцип системности и целостности направляет исследовательскую мысль к всестороннему изучению объекта, предполагая целостное «видение» изучаемого явления во всех его внутренних и внешних связях, открывая широкие возможности в исследовательской практике процесс научного и художественного познания. Данный принцип определяет пути включения методологического знания в арсенал необходимых средств профессиональной деятельности педагога-музыканта.
В педагогике музыкального образования системность осуществляет ориентацию на выявление целостности художественных явлений, полагая зависимость каждого элемента от организации целого. Методологический принцип единства всеобщего, общего и особенного отражает связи и цели методологии педагогики музыкального образования, направленных на развитие творческой личности педагога-музыканта, готового к осмыслению много-образных явлений музыкальной действительности. В качестве значимого, имеющего непосредственное отношение к проблемам педагогики музыкального образования, выступает метод профессиональной направленности личности, который связан с определенными сторонами выполнения аналитических операций – логической, профессиональной, психологической, конкретизируя и направляя их содержание. Структурная характеристика указанного метода заключается в том, чтобы с его помощью конкретизировать каждый уровень методологического анализа, ориентируя его на прямое или опосредованное творческое использование полученных результатов.
