Данное исследование посвящено концептуальному анализу факторов личностного развития и психологического благополучия учащихся в системе среднего образования. Рассматриваются ключевые концепции личностного развития (теория психосоциального развития Erikson, теория самодетерминации Ryan & Deci, теория множественного интеллекта Gardner) и теории психологического благополучия (модель психологического благополучия Ryff & Keyes, теория субъективного благополучия Diener, концепция потока Csikszentmihalyi, позитивная психология Seligman) в контексте образовательной среды. На основе анализа литературы определены основные факторы (качество межличностных отношений, возможность для самореализации и развития компетентности, безопасность школьной среды, психологический климат в школе и др.), влияющие на личностный рост и психологическое благополучие школьников. Проведена кластеризация выявленных факторов, позволившая выделить группы взаимосвязанных элементов: школьная среда и климат; социальные отношения, академические факторы, внешкольные факторы, индивидуальные характеристики, технологии и цифровая среда. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных стратегий поддержки личностного развития и улучшения психологического благополучия учащихся в системе среднего образования.
ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И КЛАСТЕРИЗАЦИЯ
Опубликован September 2024
49
48
Аннотация
Язык
Русский
Ключевые слова
среднее образование
личностное развитие
психологическое благополучие
факторы
кластеризация
Как цитировать
[1]
Сыздыкбаевa A., Саржановa Г., Kнисаринa M. . 2024. ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И КЛАСТЕРИЗАЦИЯ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки. 83, 3 (сен. 2024), 102–110. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5762.2024.83.3.010.