Аннотация
В статье представлена методика формирования умений младших школьников пользоваться словарями. Теоретическим анализам как структуре системы характерны цель, последовательность задач, целостная структура, единство элементов, конструктивные идеи-методы, принцип, совокупность процессов, единое явление и связь средств. Докладываются о компонентах, составляющих методическую систему, ее функциях. Со стороны авторов уточняется, что «методическая система формирования умений младших школьников пользоваться словарями – это иерархический набор целостных компонентов планирования и проведения учебного процесса (содержание, методы, форма и средства, формы), направленных на повышение эффективности обучения в усвоении содержания начального образования». Задаются цели, задачи методической системы формирования умений учащихся начальных классов пользоваться словарями, дается модель учащегося начальных классов с развитым словарным запасом через формирование умений пользоваться словарями в процессе их решения. Анализируется программа учебников «Әліппе», «Ана тілі» для 1 класса.
По эмпирическому разделу «Что вы делаете, если не понимаете значения слов?» был проведен константирующий эксперимент и были проведены его сравнительные анализы. Для формирования умений учащихся пользоваться лингвистическими словарями на этапе формирования базируется совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов и акцентируется внимание на лексикографической компетентности учителя. В этой связи в статье подготовлена и представлена программа и учебно-тематический план 16-часового учебно-методического семинара «Формирование умений учащихся начальных классов пользоваться лингвистическими словарями».