В статье обоснована актуальность развития технического творчества детей в современном Казахстане, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; обозначена роль педагога в данном процессе, а также значимость учебной литературы в профессиональной подготовке будущих педагогов. Определена цель статьи: описание методологии разработки и структурно-содержательная характеристика учебного пособия «Развитие технического творчества школьников с использованием дистанционных образовательных технологий», предназначенного для профессиональной подготовки в вузе будущих педагогов дополнительного технического образования школьников. В качестве методологии разработки учебного пособия в статье обосновано взаимодополняющее единство системного, интегративного, компетентностного и модульного подходов; теория учебника, теория конвергенции традиционного и инновационного образования, теория инженерного образования, в частности, обоснование экспириентивных методов изучения теории в инженерном вузе, вопросы качества учебника в условиях системного обновленного содержания образования. Раскрыты принципы проектирования учебного пособия – системности и целостности, наглядности, модульности, интегративности, лаконичности и конкретности, непрерывного саморазвития, которые явились теоретической основой его разработки. Представлена схема, характеризующая структуру и содержание разработанного учебного пособия. Оно состоит из семи модулей: «Техническое творчество как научный феномен и цель воспитания»; «Технико-технологические основы развития технического творчества школьников»; «Образовательная робототехника как инновационное направление технического творчества»; «ИКТ в профессиональной деятельности педагога». «История развития и организация дистанционного обучения»; «Развитие технического творчества школьников с использованием систем дистанционного обучения (на примере системы Moodle)»; «Средства дополненной и виртуальной реальности в развитии технического творчества школьников». Каждый модуль представлен информационным, контрольно-оценочным блоками и блоком самообразования. В информационные блоки практико-ориентированных модулей (при изучении образовательной робототехники; информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога; использования системы дистанционного обучения Moodle для развития технического творчества; изучения возможностей средств дополненной и виртуальной реальности в развитии технического творчества школьников) интегрированы блоки практических работ (методические блоки). Это позволило обеспечить единство теории и практики в формировании компетенций студентов, направленных на развитие технического творчества школьников с использованием дистанционных образовательных технологий.
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Опубликован October 2023
87
88
Аннотация
Язык
Русский
Ключевые слова
техническое творчество
дистанционные образовательные технологии
дополнительное техническое образование
профессиональная подготовка педагогов
методология разработки учебной литературы
Как цитировать
[1]
Шумейко Т.С., Божевольная Н.В., . 2023. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки. 79, 3 (окт. 2023), 76–90. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5762.2023.79.3.008.