В статье рассматривается эффективность и результативность учебной деятельности обучающихся путем воздействия на групповые психологические свойства социально-психологических аспектов и социально-психологической подготовки. Показано, что изменения структуры учебной мотивации формируются при формировании устойчивости к выбранной профессии, с учетом интересов группы и способностей студентов. Установлено, что эффективность учебной деятельности также формирует качества, необходимые для будущей профессии.
Эмпирическую базу исследования составили студенты факультета педагогики и психологии Жетысуского университета им.И. Жансугурова. Всего 4 группы, свыше 30 обучающихся.
В соответствии с гипотезой, был сформирован комплекс из нескольких методик: наблюдение, контент-анализ, комбинированный опросник, анкетирование: где индивидуальная шкала – мотивы выбора профессии, мотивы учебной деятельности, образ будущего, проблемная площадка; социально-психологические качества группы (творческие, нравственные, деловые), методы определения духовно-нравственного облика группы и определения социально-ценностной направленности группы способствовали развитию педагогических способностей будущих учителей и повышению эффективности обучения.
В статье анализируется сущность педагогических способностей и требований к педагогу нового времени и общества. Изучены и анализированы труды современных российских, зарубежных и казахстанских ученых, которые фундаментально исследовали развитие педагогических способностей, как педагогический и психологический феномен: их природу, структуру и содержание. Обращая внимание на постоянное и непрырывное развитие способностей в процессе теоретической или практической деятельности представляет собой форму преобразования первичной структуры свойств в дифференциальные структуры, это привело нас к выводу, что освоение педагогических способностей дает возможность развивать профессиональные навыки.
Учитывая социально-психологические аспекты и применения различных тренингов, результативность учебной деятельности обучающихся, открываются большие возможности для развития педагогических способностей будущих педагогов, что отражается в полученных исследованиях. Повышение социально-психологического развития обучающихся, вхождение их в социально значимую сферу и реализация в процессе применения технологии совместной деятельности.