Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране является приоритетным направлением современной образовательной системы. Современные ученые-исследователи определяют профессиональную компетентность педагога как достаточно сложное интегративное личностное качество, которое определяет степень успешности педагога в реализации профессиональной деятельности. Цель данной статьи - разработать и охарактеризовать модель формирования профессиональной компетентности педагога в инклюзивном образовании.
В статье осуществлен анализ проблем в реализации инклюзии в образовании, такие как: интенсификация профессиональной деятельности педагогов, отсутствие специалистов-дефектологов, их методическая, психологическая и организационная неготовность к реализации инклюзивного образования.
В результате исследования дается характеристика основных блоков модели формирования профессиональной компетентности педагога и определяется процесс формирования профессиональной компетентности педагога в процессе инклюзивного образования.
В основу модели положены подходы, рассматривающие профессиональную подготовку педагогов инклюзивного образования как целостную систему развития их профессиональных компетенций. Модель включает 3 блока: концептуальный, процессуально-организационный и оценочно-аналитический. Выделены компоненты готовности педагогов к работе в инклюзивном образовании. А именно: когнитивный, эмоционально-мотивационный, операционально-компетентностный, рефлексивный компонент. В целевом блоке отражена интеграция требований государственного образовательного стандарта, профессионального стандарта педагога и стандарта общего образования. Имеется возможность использовать результаты исследования при разработке модели формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях инклюзивного образования.