В статье рассматриваются некоторые особенности онлайн обучения в системе изучения социальной ответственности. Уточняется новое понимание основных педагогических категорий - учебная деятельность, учебная среда, учебные задачи в условиях современного технологизированного образования.
Научно-теоретический обзор литературы показал разносторонность изучения проблемы социальной ответственности в различных сферах наук: философии (Платон, Аристотель, Т.Гоббс, Дж.Локк, И.Кант и др.), юриспруденции (А.Р.Корнилов, А.Р.Лаврентьев, С.Н.Кожевников и др.), психологии развития личности (С.Л.Серебрякова, Л.М.Архангельский, А.А.Гусейнов и др.), педагогики (И.Ю.Новичкова, С.П.Акунина, В.Н.Лукин и др.). Некоторые научные труды по корпоративной социальной ответственности способствовали развитию данного исследования (F.Rosati, R.Costa, A.Calabrese, J.Lee, M.Cho и др.).
Научную и методологическую ценность представляет работа зарубежных ученых (S.L.Davis, L.M.Rives, S.Ruiz‐de‐Maya) «Личная социальная ответственность: разработка и проверка шкалы», определяющая необходимость разработки концепцию социальной ответственности, которая включает индивидуальное человеческое поведение личности, как современного гражданина в целом. Значимы результаты исследований J.C.R.Sousa, E.S.Siqueira, E.Binotto, L.H.N.Nobre о восприятии субъектов образовательного процесса университетов социальной ответственности, зависящей от степени обсуждения и уровня социализации обучающихся. По мнению C.Roofe, проблеме социальной ответственности не уделяется особого внимания, что приводит к постоянному снижению нравственной и духовной составляющей образования в стране.
Инструментом диагностики выступила анкета по выявлению личного отношения преподавателей к проблеме социальной ответственности обучающейся молодежи и качества работы по развитию искомой личностной характеристики в университете. Авторская анкета «Представления о социальной ответственности» прошла процедуру подтверждения валидизации (Альфа-Кронбаха: 660927 и Стандартизов. Альфа: 669767) специалистами сектора Биостатистики Отдела Менеджмента научно-исследовательской деятельности ЗКМУ имени Марата Оспанова.
Результатом исследования является выделенная взаимосвязь творчества с сформированным культурным и социальным опытом личности, лежащая в основе социально ответственного поведения. Выделенные в результате наблюдения, как исходного метода эмпирического познания, психолого-педагогические, методические особенности онлайн обучения позволят педагогам и обучающимся своевременно скорректировать свою деятельность в целях достижения поставленных целей в системе изучения социальной ответственности обучающихся.