В статье раскрывается исторический аспект различных подходов к образованию лиц с особыми образовательными потребностями в странах Восточной Европы на примере Польши, Болгарии, Венргии, Чехии, Хорватии, Словакии. По результатам анализа и обощения данных, авторами условно выделено 5 этапов в истории развития образования и, в частности, специального образования в восточноевропейских странах. Выделение пяти этапов обосновывается историческими фактами. Определены тенденции к развитию инклюзивного образования в странах. Авторами предпринята попытка сделать сравнительный анализ подготовки специальных педагогов к работе с лицами с особыми потребностями в разных странах, с этой целью проанализированны образовательные программы Польши, Хорватии, Чехии. Результаты исследования могут быть использованы для сравнительного анализа современного состояния подготовки специальных педагогов в разных странах.