Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта

Уважаемые пользователи! На нашем хостинге ведутся технические работы, на сайте могут быть ошибки. Приносим свои извинения за временные неудобства.

Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Опубликован July 2023
Казахский национальный женский педагогический университет
Аннотация

В статье рассматривается вопрос формирования навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста при чрезвычайных ситуациях. Безопасность – это естественная потребность человека, без которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Личность ребенка как особо гибкая и подвижная, неустойчивая система особо нуждается в обеспечении защищенности ее интересов, потребностей, поскольку только в условиях безопасности возможно полноценное формирование личности. Проблема формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста становится достаточно актуальной, особенно в последнее время. Это не случайно, так как наиболее уязвимой и подверженной различным опасностям категорией, являются дети дошкольного возраста, в связи с чем, увеличивается риск их безопасности. Целью исследования является определение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.

Авторами проанализировано текущее состояние работы по формированию навыков безопасного поведения в условиях дошкольной организации, дома, улицы; дана характеристика поведенческим реакциям детей старшего дошкольного возраста; рассмотрены понятия «здоровье», «безопасность», «опасность», «чрезвычайная ситуация»;  проанализованы ГОСО ДВО РК и Типовая учебная программа ДВО РК по образовательному направлению «Физическое развитие», исследования зарубежных и казахстанских ученых. 

Проанализированы и адаптированы диагностические методики на определение уровня сформированности дошкольников: Беседа с детьми «Для чего необходимы правила безопасности?» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина); Наблюдение за выполнением правил поведения в дошкольной организации (лестничные площадки, на участке); Моделирование ситуации «Составим план-карту дома и отметим безопасные места зелеными кружочками»; Учебная тренировка «Эвакуация из здания при землетрясении»; Адаптированная диагностика А.И. Замалеевой тест по безопасному поведению на улице «Что здесь лишнее?». Результаты представлены в таблицах.

Отмечается необходимость организации специальных видов работ по формированию у детей четких представлений об опасностях, встречающихся на улице, в условиях детского сада и дома. Эффективными по мнению авторов, являются следующие виды работ: беседа-рассуждение; моделирование ситуаций; учебная тренировка; QR – код; креативная работа по созданию макета; игра-тренинг; дидактические игры; решение кейсов; досуговая деятельность и другое.

pdf (Eng)
Язык

Eng

Как цитировать

[1]
IminovaYu.,Syzdykbayeva A.,Khabiyeva D.,Yerniyazova S., Mukhiyeva G, . 2023. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки». 4, 79 (июл. 2023), 303–315. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5762.2023.78.2.033.