Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта

Уважаемые пользователи! На нашем хостинге ведутся технические работы, на сайте могут быть ошибки. Приносим свои извинения за временные неудобства.

Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки»

АВТОЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД: ОПЫТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Опубликован July 2023
Казахский национальный педагогический университет им.Абая
Аннотация

Автоэтнографический метод: опыт научного исследования

 

Аннотация

В данной статье раскрывается значимость первого года нового руководителя школы, поскольку он закладывает основу для принятия новой роли и обязанностей. Отмечается, что в течение первого года работы директора школ сталкиваются с многочисленными вызовами, и то, как они справляются с этими вызовами, может повлиять на их будущую карьеру. Именно в течение первого года начинающие директора узнают о школьных вопросах с точки зрения лидера. Из-за необходимости находить баланс между множеством новых обязанностей, школьные руководители не всегда имеют возможность порефлексироватьь над своим опытом; особенно о том, почему они выбрали этот карьерный путь, проблемы, с которыми они столкнулись, и как они с ними справляются. В свете реформ в сфере образования, интересно обратить внимание на то, как новые руководители школ воспринимают свои роли, которые, в свою очередь, влияют на то, как они действуют относительно новых поставленных задач. В связи с этим, данное исследование было также направлено на изучение причин, побудивших участника исследования выбрать этот карьерный путь. В этом исследовании рассматривается жизненный опыт директора одной школы в Казахстане, который занимает данный пост первый год.

Данное исследование представляет личный взгляд на опыт работы директором, основывающийся на таких данных как записи в ежедневнике, личные воспоминания, презентации и электронные письма, написанные в течение первого года. Для проведения этого исследования использовался метод автоэтнографии. Данный метод не применяется широко в Казахстане. Тем не менее, обзор литературы указывает на то, что автоэтнография, в качестве метода исследования, довольно популярен в международной практике среди исследователей образования.  

Результаты данного исследования показывают то, что участники эксперимента предпочли стать директорами школы частично из-за своего предыдущего опыта работы, но, в основном, из-за своего жизненного опыта. Кроме того, исследователь выяснил, что основными причинами для выбора данной профессии стали желание мотивировать учащихся школы и стремление сделать вклад в развитие страны. Результаты исследования определили, что исследователь столкнулся с такими проблемами как сопротивление переменам, развитие школьной культуры, необходимость справляться с конфликтами. Он справлялся с этими проблемами, минимизируя сопротивление, изучая школьные культуры и работая с конфликтами. В заключение данного исследования, представлен ряд рекомендаций как для органов, разрабатывающих образовательные политики, так и директорам, работающим первый год на данной должности.

Ключевые слова: автоэтнография, директор школы, руководитель, проблемы, выбор профессии, новый, рекомендации.

pdf (Eng)