В статье анализируются проблемы и перспективы развития инклюзивной культуры речи у студентов, обучающихся по образовательной программе «Специальная педагогика». Авторы рассматривают инклюзивную культуру речи как важную составляющую готовности к будущей профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Одним из важных этапов ее формирования является период профессиональной подготовки в вузе, так как именно в это период усваиваются компетенции, необходимые для последующей работы в условиях неоднородного состава обучающихся, где каждый ребенок уникален и имеет свои образовательные потребности.
С целью исследования процесса формирования инклюзивной культуры речи у будущих специальных педагогов в процессе обучения в вузе, авторами был проведен контент-анализ образовательных программ по направлению «Специальная педагогика» и программы дисциплины «Инклюзивное образование» для педагогических специальностей.
Полученные результаты позволяют предположить, что в процессе подготовки специальных педагогов в казахстанских вузах уделяется недостаточно внимания как формированию инклюзивной культуры речи, так и инклюзивной культуры вообще; данные феномены не выделяются как отдельный предмет изучения. На основании проведенного эмпирического исследования авторами обосновывается необходимость пересмотра комплекса профессиональных компетенции специального педагога с включением компетенции толерантной коммуникации.