В Казахстане, при обучении неслышащих детей на протяжении длительного времени применяется преимущественно словесная форма обучения, на основе развития слухового восприятия и считывания с губ. Впоследствии, наряду с относительно небольшим количеством положительных случаев, мы имеем целый ряд поколений неслышащих граждан, не способных грамотно читать и писать, излагать свои мысли и т.д. Повзрослевшие дети с нарушением слуха, несмотря на усилия сурдопедагогов, учителей и воспитатей все также общаются между собой на жестовом языке и применяют письменную речь при общении со слышащими. При этом роль жестового языка в обучении неслышащих трудно переоценить, так как она отвечает специальным образовательным потребностям детей с нарушением слуха.
В данной статье рассматриваются традиционные и альтернативные подходы в обучении неслышащих; дан краткий обзор имеющихся нормативно-правовых документов, регулирующих статус жестового языка; приведены результаты анкетирования и интервьюирования педагогов по применению жестового языка в обучении неслышащих детей; обобщены результаты.