В статье излагается теоретическая и практическая проблема повышения тревожности школьников в условиях дистанционного обучения. Авторы рассматривают теоретические основы определения и преодоления тревожности школьников, вызывающей психологический дисбаланс и разрушающей целостный характер психолого-педагогического воздействия на сознание обучающихся. В современных исследованиях тревожности диагностика осуществляется в процессе личного контакта или онлайн. Однако вынужденное социальное дистанциирование сделало данные методики неприемлемыми. Это требует новых подходов к изучению тревожности на педагогической и психологической основе.
В статье освещаются результаты педагогического эксперимента, в рамках которого подтверждена гипотеза исследования, состоящая в том, что в условиях дистанционного обучения у школьников проявляется школьная изоляционная тревожность, которая может быть обнаружена при помощи маркеров и корректируется при помощи тех или иных методов. В ходе педагогического эксперимента были достигнут положительные результаты по снижению тревожности в наблюдаемых группах. Наряду с этим обнаружена связь между снижением тревожности и повышением успеваемости. Предлагаемая методика выявления и коррекции тревожности в школе предлагается к использованию в учебном процессе в процессе преподавания любых учебных дисциплин.
В статье публикуются итоги научного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения школьников с целью снижения тревожности» (ИРН ИРН АР09562184.), реализованного Академией педагогических наук Казахстана и финансированного МОН РК в 2021 году.