В развитии гибких навыков (soft skills) STEM-образование играет особую роль, поскольку оно не только интегрирует естественно-научные знания, но и через проектную и исследовательскую деятельность развивает у обучающихся критическое мышление, креативность, способности к сотрудничеству и коммуникации. Однако для уточнения механизма этого влияния традиционных статистических методов недостаточно. В этом контексте использование современных методик, таких как модель структурных уравнений (SEM), позволяет точно определить каузальную связь между STEM-образованием и soft skills. Цель данного исследования — выявить влияние уровня STEM-образования на показатели soft skills и оценить каузальную связь между ними на основе модели структурных уравнений (SEM).
Исследование проводилось в квази-экспериментальном формате. Уровень вовлечённости в STEM измерялся с помощью индикаторов STEM_1–STEM_5, а показатели soft skills оценивались по четырём факторам (коммуникация, сотрудничество, креативность, решение проблем) через 12 индикаторов. В результате применения модели структурных уравнений (SEM) было установлено, что связь между STEM-образованием и soft skills является статистически значимой. Индексы согласия модели соответствовали рекомендуемым нормам (χ²/df = 1.01, RMSEA = 0.009, CFI = 0.995, GFI = 0.963), что свидетельствует о высоком уровне соответствия модели данным. Прямое влияние STEM-фактора на развитие soft skills оказалось высоким (β ≈ 0.70, p < 0.001), что подтверждает значительный вклад STEM-подходов в развитие у обучающихся таких гибких навыков, как коммуникация, сотрудничество, креативность и умение решать проблемы.
