Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки

РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОНСТРУКТ: СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Опубликован September 2025

6

8

Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу программы «Рухани жаңғыру» как культурного конструкта и особенностей её символической политики в системе образования и воспитания Казахстана. В условиях нарастающей визуализации и медиатизации общественной жизни символическая политика становится ключевым инструментом формирования национальной идентичности. Программа «Рухани жаңғыру», инициированная в Казахстане в 2017 году, представляет собой один из наиболее масштабных культурных проектов постсоветского пространства. Однако эффективность её символического компонента вызывает вопросы с точки зрения интериоризации, эмоциональной сопричастности и устойчивой ассоциативной насыщенности. Целью исследования стало выявление структуры, типов и степени восприятия символических элементов программы «Рухани жаңғыру» в контексте культурной политики.

Методологическая рамка опирается на социосемиотический анализ, нарратологию и качественную социологию. Эмпирическая база включает анкетирование 575 респондентов, проведение фокус-групп и полуструктурированных интервью с представителями пяти целевых аудиторий. Результаты показали высокий уровень узнаваемости визуальных символов, но при этом – низкую когнитивную интериоризацию и слабую аффективную вовлечённость, особенно среди молодёжи и житы телей негородских территорий. Выводы исследования подтверждают ограниченность административно-трансляционной модели символической политики и необходимость перехода к диалогическому, интерактивному и соавторскому формату работы с символами. Статья предлагает критерии оценки символической эффективности и рекомендации по культурной локализации, цифровой репрезентации и вовлечению целевых групп в процессы смыслопроизводства. Исследование дополняет современные дискуссии о визуальной культуре, символическом взаимодействии и идентификационных практиках в условиях постсоветской трансформации. Полученные результаты раскрывают специфику функционирования символов программы в образовательных и воспитательных контекстах.

pdf
Язык

Русский

Как цитировать

[1]
Кулсариева А.Т., Нурбаева А.М., Исатаева А.А. , . 2025. РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ КАК КУЛЬТУРНЫЙ КОНСТРУКТ: СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки. 87, 3 (сен. 2025), 5–19. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5762.2025.87.3.001.