Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ К ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Опубликован September 2025

2

12

Казахский национальный женский педагогический университет
Аннотация

В статье рассматриваются педагогические трудности адаптации детей с особыми образовательными потреб-ностями к дошкольной организации. Актуальность исследования определяется возрастающей численностью детей данной категории в детских садах и существующими противоречиями между потребностями инклюзивной практики и готовностью дошкольных организаций к их удовлетворению. Целью исследования является выявление и анализ педагогических трудностей адаптации детей с особыми образовательными потребностями к условиям дошкольных организаций для последующей разработки научно обоснованных рекомендаций по оптимизации данного процесса. Эмпирическое исследование проведено с использованием качественной методологии на базе трех дошкольных организаций города Тараз Жамбылской области с привлечением 6 воспитателей и 15 родителей детей целевой группы. Сбор данных осуществлялся методом полуструктурированного интервьюирования с последующим анали-зом полученного материала. Результаты исследования демонстрируют многоаспектный характер адаптационных трудностей, проявляющихся на эмоциональном, поведенческом, социальном и режимном уровнях функциони-рования детей. Выявлены недостаточность специальных компетенций у педагогов, неблагоприятные организацион-ные условия и дефицит методического сопровождения. Установлено наличие коммуникативных барьеров между участниками воспитательно-образовательного процесса, обусловленных различиями в восприятии и интерпретации адаптационных явлений. Научная значимость работы заключается в расширении теоретических представлений о специфике адаптационного процесса детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации. Практическая ценность исследования определяется возможностью использования полученных результатов для оптимизации инклюзивной образовательной практики, совершенствования системы профессиональной подготовки педагогов и развития эффективных механизмов взаимодействия между дошкольными организациями и семьями воспитанников.

Pdf
Язык

Русский

Как цитировать

[1]
Керимбаева Р.К., Сыздыкбаева А.Д., Иминова Ю.Б., . 2025. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ К ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки. 87, 3 (сен. 2025), 420–434. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5762.2025.87.3.038.