В статье рассматриваются специфические психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности профориентационной работы со старшеклассниками с ограниченными возможностями. Обеспечение равных возможностей для лиц с инвалидностью остаётся одной из приоритетных задач любого социально ориенти-рованного государства. Для её достижения необходимо не только физическое обеспечение доступности, но и создание инклюзивной социокультурной, экономической, медицинской и образовательной среды.
В ходе исследования авторы сосредоточили внимание на выявлении ключевых психологических и педагоги-ческих факторов, поддерживающих более эффективный подход к профориентации учащихся с ограниченными возможностями. Анализ был основан на данных опросов и интервью со школьниками и их родителями и затрагивал важные аспекты, такие как доступность образования, государственная поддержка и индивидуальные потребности, связанные с профессиональным выбором.
Результаты исследования показывают, что, несмотря на выраженный интерес многих учащихся с ограниченными возможностями к профессиональному обучению, отсутствие ранней и структурированной профориентационной поддержки нередко приводит к отказу от дальнейшего образования и профессионального развития. Создание целевых систем психолого-педагогического сопровождения может способствовать принятию более осознанных и реалистичных решений, тем самым улучшая адаптацию и успешность в выбранной профессиональной сфере.
