Статья посвящена исследованию проблем профессиональной ориентации старшеклассников с интеллектуаль-ными нарушениями в условиях специальной школы. Целью работы является определение уровня профессиональных интересов, трудовой мотивации и степени профессиональной адаптации учащихся данной категории на основе эмпирических данных. В исследовании использовались методы анкетирования, наблюдения и психологической диагностики. Полученные результаты позволили выявить особенности восприятия учащимися трудовой деятельности, их представления о будущей профессии, а также влияние внешней среды на формирование профессионального самоопределения. Особое внимание уделено значению взаимодействия между специальными педагогами, родителями, потенциальными работодателями и специалистами в области психолого-педагогического сопровождения. Представлены эффективные педагогические условия и подходы к организации системы профессиональной ориентации. Разработаны рекомендации по созданию модели профориентационной работы, направленной на социальную адаптацию и личностное развитие старшеклассников с особыми образовательными потребностями. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных данных для совершенствования профориентационной работы в учреждениях специального образования.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Опубликован September 2025
6
6
Аннотация
Язык
Қазақ
Ключевые слова
учащиеся с интеллектуальными нарушениями
профессиональная ориентация
специальное образование
трудовая мотивация
социальная адаптация
Как цитировать
[1]
Мовкебаева З.А.,Рахышова А.С. , . 2025. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки. 87, 3 (сен. 2025), 375–388. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5762.2025.87.3.034.
