В современном мире наука играет ключевую роль в развитии общества и решении социально значимых проблем. Чтобы стать ученым и внести свой вклад в научное сообщество, необходимо обладать навыками научного рассуждения. Навыки научного рассуждения включают в себя умение анализировать данные, формулировать гипотезы и выводы, аргументировать свои мысли, а также обобщать и интерпретировать результаты исследования. Проявлять исследовательскую инициативу благодаря высокоразвитым формам теоретического и критического мышления и владению методами научного познания, характерны для учащихся, преимущественно, старших классов. Потому как занятия исследовательской деятельностью обеспечивают возможность старшеклассникам опробовать свои возможности в различных научных и образовательных, культурных проектах и областях будущей профессиональной деятельности.
В статье рассматриваются вопросы организации исследовательской деятельности обучающихся, проводиться оценка уровня готовности учителей-предметников к наставничеству. Описаны основные результаты проведенного опроса среди учащихся школ, и интервью учителей математики города Шымкент. Проведенное исследование позволило более глубоко понять, с какими именно трудностями сталкиваются обучающиеся при организации исследовательской деятельности. Такие трудности могут включать недостаточное знание методов исследования, отсутствие навыков работы с информационными ресурсами, а также недостаточную мотивацию и самостоятельность учащихся.
Наконец, статья обосновывает необходимость разработки специальной методики по выявлению, поддержке одаренных учащихся. Затрагивается вопрос о развитии исследовательских навыков при помощи самостоятельного решения различных математических задач. Каждая математическая задача, которая выходит за рамки стандартных решений, несомненно, является творческой и исследовательской. Более того, математические задачи могут служить эталоном для исследовательских задач, возникающих в различных областях науки и жизни.