В статье рассматривается вопрос формирования навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста при чрезвычайных ситуациях. Безопасность – это естественная потребность человека, без которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Личность ребенка как особо гибкая и подвижная, неустойчивая система особо нуждается в обеспечении защищенности ее интересов, потребностей, поскольку только в условиях безопасности возможно полноценное формирование личности. Проблема формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста становится достаточно актуальной, особенно в последнее время. Это не случайно, так как наиболее уязвимой и подверженной различным опасностям категорией, являются дети дошкольного возраста, в связи с чем, увеличивается риск их безопасности. Целью исследования является определение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.
Авторами проанализировано текущее состояние работы по формированию навыков безопасного поведения в условиях дошкольной организации, дома, улицы; дана характеристика поведенческим реакциям детей старшего дошкольного возраста; рассмотрены понятия «здоровье», «безопасность», «опасность», «чрезвычайная ситуация»; проанализованы ГОСО ДВО РК и Типовая учебная программа ДВО РК по образовательному направлению «Физическое развитие», исследования зарубежных и казахстанских ученых.
Проанализированы и адаптированы диагностические методики на определение уровня сформированности дошкольников: Беседа с детьми «Для чего необходимы правила безопасности?» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина); Наблюдение за выполнением правил поведения в дошкольной организации (лестничные площадки, на участке); Моделирование ситуации «Составим план-карту дома и отметим безопасные места зелеными кружочками»; Учебная тренировка «Эвакуация из здания при землетрясении»; Адаптированная диагностика А.И. Замалеевой тест по безопасному поведению на улице «Что здесь лишнее?». Результаты представлены в таблицах.
Отмечается необходимость организации специальных видов работ по формированию у детей четких представлений об опасностях, встречающихся на улице, в условиях детского сада и дома. Эффективными по мнению авторов, являются следующие виды работ: беседа-рассуждение; моделирование ситуаций; учебная тренировка; QR – код; креативная работа по созданию макета; игра-тренинг; дидактические игры; решение кейсов; досуговая деятельность и другое.