В статье проводится анализ типов предпосылок в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста. Дифференцируется теоретическое и практическое значение профессиональных компонентов, непосредственно влияющих на формирование профессиональной компетентности и являющихся ее основой. Поскольку показатель профессионального качества специалиста определяется комплексными действиями по организации воспитательного, учебного и образовательного процесса, необходимо признать специфические особенности этих неотъемлемых компонентов организации образования. В результате этого сложного процесса формирует профессиональную компетентность.
Профессиональное мастерство любого специалиста формируется в рамках знаний, умений и навыков, приобретенных в определенной области знаний. Поскольку профессионализм сам по себе тесно связан с результатом обучения, несомненно, что успех конкретного специалиста в своей профессии определяется сравнением с достижениями других специалистов. Различая задачи, связанные с профессией, через уровни профессионализма, выполняемые разными специалистами, становится очевидным, кто имеет более высокий профессиональный уровень.
В эмпирическом разделе проводится экспертиза качества чтения учащимися школ и студентов вузов, одного из важнейших компонентов формирования профессиональных компетенций – грамотности чтения. В процессе формирования мотивации к обучению проводится анализ взаимосвязи образовательной программы и организационных мероприятий образования.
Ключевые слова: компетентность, профессионализм, знания, умения, навыки, обучение, мастерство.