Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта

Уважаемые пользователи! На нашем хостинге ведутся технические работы, на сайте могут быть ошибки. Приносим свои извинения за временные неудобства.

Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки»

ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ: ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Опубликован November 2022
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Аннотация

Профессиональное самоопределение-это начальный этап профессионального развития и формирования личности, связь между общим и профессиональным образованием, важным условием для адекватного жизненного самоопределения и успешной профессиональной карьеры. Основными задачами профессионального самоопределения являются: формирование профессиональной ориентации и развитие профессионального самосознания.

Формирование профессионального самоопределения происходит в единстве с жизненными планами человека, сознательным поиском своего места в обществе, стремлением к самореализации и формированию себя как предмета собственной жизни.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но на этом не заканчивается, поскольку человек в течение своей жизни сталкивается с непрерывной чередой профессиональных выборов (в ходе профессиональной подготовки, во время специализации, при определении путей совершенствования навыков и творчества, в случае потери трудоспособности или работа и т.д.). При толковании понятия «самоопределение» некоторые исследователи исходят из содержания глагола «самоопределение», что означает реализовать себя, свои общественные интересы, определить собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно. Согласно другой интерпретации, самоопределение является центральным фактором формирования зрелой личности, понимания себя, своих возможностей и стремлений, понимания своего места в человеческом обществе и своей цели в жизни.

В экспериментальной работе, используя методы, авторами определены профессиональная ориентация студентов 1-го курса, изучены состояние готовности к педагогическому самоопределению, выявлены уровень интереса к типам педагогических профессий студентов 1-го курса и определены их области интереса.

Основываясь на результатах применения методов, мы сделали следующие выводы. Половина опрошенных студентов определились с выбором профессии, но есть и процент неопределившихся студентов. По уровню интереса к видам профессий студенты проявили высокий уровень интереса к типу профессий «человек - художественный образ». Тип профессии «человек-знаковая система» вызвал наименьший интерес. В соответствии с выбором областей интересов, большинство студентов интересуются предпринимательством и домоводством. Наименьший интерес респонденты проявили к области физики и математики. Для повышения уровня профессионального самоопределения студентов мы разработали программу курса «Педагогическое самоопределение студентов», целью которого является формирование готовности будущих учителей к осознанному профессиональному самоопределению.

pdf
Язык

Eng

Как цитировать

[1]
Akparova Zh. , Kenan A. , Ayupova G. , . 2022. ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ: ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ. Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки». 75, 3 (ноя. 2022), 54–67. DOI:https://doi.org/10.51889/2079.2022.19.61.005.