Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта

Уважаемые пользователи! На нашем хостинге ведутся технические работы, на сайте могут быть ошибки. Приносим свои извинения за временные неудобства.

Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СВЯЗАННОЙ С ФОРМИРОВАНИЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Опубликован November 2022
АО "Информационно-аналитический центр", Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Аннотация

Актуальность обусловлена тем, что участники глобального общества 21 века должны иметь возможности развития навыков свободного владения технологическими инструментами, создания межкультурных связей с другими, распространения информации для глобальных сообществ, оценивания мультимедийных текстов.

     Причины возникновения проблемы данного исследования заключается в трудности получения актуальной информации, в связи с растущим объемом данных, которые в большинстве своем не структурированы. В виде обоснования необходимости поиска ее решений в статье рассматривается материалы, опубликованные в период с 1975 г. по 2021 г. на английском языке в базе данных Web of Science от Clarivate Analytics.

     Целью исследования является определение основных тематических направлений научного дискурса в области развития функциональной грамотности в высшем образовании и их использование в виде информативной базы для дальнейших исследований по теме.

     В методологии исследования использован один из методов в области интеллектуального анализа текста – тематическое моделирование, суть которого заключается в процессе автоматической идентификации тем и получения скрытых закономерностей, отображаемых текстовым корпусом. 

     Тематическое моделирование позволило придать результатам статьи большую научную объективность эксплоративному литературному обзору. Визуализация данных показывает, что тема атрибутов и компетенций выпускников актуальна в различных областях, от психологических исследований, управления бизнесом, компьютерной инженерии до клинических и медицинских наук.

     Научной новизной исследования является отход от традиционного методологического подхода к проведению тематического обзора научной литературы в пользу использования методов машинного обучения.

     Практическая значимость определяется тем, что в контексте нового подхода к литературному обзору, исследование позволит определить основные тематические направления научного дискурса в области развития функциональной грамотности в высшем образовании.

     Исходя из результатов, можно сделать выводы о том, что эта статья была направлена на использование тематического моделирования, как нового смарт подхода к обзору литературы по теме ключевых компетенций выпускников вузов. Использованная рамка основана на тематической модели LDA, которая объединяет связанные статьи в тематические группы.

            Рекомендациями служат выводы исследователей о том, что подготовку специалистов необходимо начинать с трансформации педагогических подходов при обязательном формировании связей между рынком труда, работодателями и университетами.

pdf
Язык

Рус

Как цитировать

[1]
Оспанова У.А.Гафу Г.Г., . 2022. ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СВЯЗАННОЙ С ФОРМИРОВАНИЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ. Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки». 75, 3 (ноя. 2022), 26–42. DOI:https://doi.org/10.51889/2680.2022.57.43.003.