В статье рассматривается вопрос о формировании экологической и педагогической компетенции будущих учителей. Задачей данного исследования является диагностирование уровня их эколого-педагогической компетенции. Сегодня развитие социокультурной личности является одной из основных проблем развития нашего общества. Вместе с тем, возникла необходимость формирования в обществе экологически грамотного во всех отношениях личности, который знает законы развития общества и природы в целом, т.е. гражданина осознающего, что история социума тесно связана с историей развития нашей природы, способного рационально и бережно относиться к недрам Земли.
Цель данной статьи заключается в изучении проблемы формирования эколого-педагогической компетенции будущих учителей биологии в ходе подготовки их к будущей профессии. Формирование данной компетенции будущих учителей биологии изучается с точки зрения компетентностного подхода в сочетании с такими подходами как мотивационно-деятельностный, эмоционально-оценочный, ценностно-смысловой и эстетический компонент. Выявлено, что при подготовке педагогических кадров в области биологии очень важным является использование в данном процессе дисциплин компонента по выбору. Анализируя образовательные программы по направлению «Биология» нами установлено, что в цикле профессиональных дисциплин имеются компоненты (образовательные), ориентированные на развитие эколого-педагогической компетенции будущих учителей биологии, но в проанализированных учебных планах отсутствуют учебные дисциплины, которые направлены на формирование вышеназванной компетенции. В статье представлен спецкурс «Экологическое образование учащихся средних общеобразовательных школ» для будущих учителей биологии и предопределено его место в подготовке будущих учителей биологии. Данный курс позволит студентам изучить особенности экологических знаний и ценностей, исследование различных процессов и явлений окружающей среды, а также основы не только экологического воспитания, но и образования в целом.