В статье представлен комплексный анализ эффективности применения генеративных технологий искусственного интеллекта (ИИ) в языковом образовании на примере изучения казахского языка. В условиях, когда доминирование английского языка в разработке ИИ создаёт риски цифрового исключения для многих языков мира, Казахстан демонстрирует стратегический подход к созданию суверенной национальной ИИ-экосистемы.
Исследование охватывает все уровни этой экосистемы: от фундаментальных разработок, таких как большая языковая модель (LLM) Kaz-LLM, до прикладных обучающих инструментов и платформ (например, Janymda, Qonzhyq App, Talkio AI). В работе систематизируются педагогические принципы использования генеративного ИИ в обучении языкам, включая персонализацию, интерактивность и автоматизацию обратной связи. На основе этих принципов проводится критическая оценка функционала и педагогического потенциала существующих казахстан-ских приложений.
Ключевые выводы исследования показывают, что в Казахстане сформирована уникальная, поддерживаемая на государственном и корпоративном уровне ИИ-инфраструктура, являющаяся ответом на глобальный вызов для низкоресурсных языков. Существующие приложения успешно реализуют базовые дидактические функции, повышая мотивацию и вовлечённость учащихся. Однако отмечается разрыв между технологическим потенциалом фундаментальных моделей и текущей реализацией в прикладных решениях, особенно в области глубокой адаптивной персонализации и передачи культурных нюансов. В заключение подчёркивается, что целенаправленное развитие и педагогически грамотное внедрение этих технологий открывает трансформационные возможности для сохранения, популяризации и повышения статуса казахского языка в глобальном цифровом пространстве.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЦИФРОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕНЕРАТИВНЫХ ИИ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА
Опубликован September 2025
3
4
Аннотация
Язык
Қазақ
Ключевые слова
искусственный интеллект
генеративный ИИ
обучение казахскому языку
большие языковые модели
интеллектуальные тьюторские системы
Как цитировать
[1]
Сержанкызы Ж., Турашова Ш.П. , . 2025. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЦИФРОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕНЕРАТИВНЫХ ИИ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки. 87, 3 (сен. 2025), 312–319. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5762.2025.87.3.028.
