Поликультурное образовательное пространство как обогащение личности в процессе учебной деятельности, способствует осмыслению ценностей, приобщению к национальной культуре, языку, истории, традициям и обычаям своего и других народов. Ценностное осмысление истории и культуры, родного языка, осмысление национальной идеи, толерантное восприятие представителей других наций как составляющие национального самосознания личности имеет огромное значение для обеспечения национальной безопасности государства и объединения нации. В основе достижения приоритетных задач лежит процесс профессиональной подготовки будущего педагога как носителя позитивного уровня национального самосознания.
В связи с этим, современные образовательные тенденции необходимо ставят вопрос о поиске новых ресурсов для формирования национального самосознания будущего педагога. В контексте образовательной среды педагогического университета целью такой стратегии на наш взгляд должна быть интеграция кросс-культурного и компетентностного подходов. Целостный педагогический процесс в контексте исследования рассматривается в рамках поликультурности как кросс-культурная компетентностно-ориентированная среда.
В статье анализируются составляющие кросс-культурного и компетентностного подходов в формировании национального самосознания будущих педагогов, рассматриваются пути развития национального самосознания как профессиональной компетентности. Кросс-культурная компетентностно-ориентированная среда создает условия для развития национального самосознания как профессиональной компетентности, кросс-культурной грамотности, межкультурной компетенции, компетенций в области поликультурности.
