Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки

ЗНАЧЕНИЕ DENVER II И ДРУГИХ СКРИННГОВЫХ ТЕСТОВ В ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Опубликован April 2025

240

105

Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави
Аннотация

Тесты скрининга развития являются критически важными инструментами для оценки когнитивного, моторного, языкового и социально-эмоционального развития детей, позволяя своевременно выявлять потенциальные задержки в развитии. Раннее выявление имеет решающее значение, поскольку оно позволяет осуществлять своевременное вмешательство, что может предотвратить длительные проблемы в развитии, улучшить долгосрочные результаты детей и повысить их качество жизни. В данной статье представлен сравнительный анализ широко признанных тестов скрининга развития, включая Denver II, Анкеты «Возраст и этапы» (АВЭ), Развития младенцев и детей раннего возраста по шкале Бейли (Bayley-III), Шкалы интеллектуального развития по Гриффитс и Анкарский инвентаризационный список скрининга развития (АИССР).

Denver II оценивает личностно-социальные, мелкомоторные, языковые и крупномоторные навыки у детей в возрасте от 0 до 6 лет. Он широко адаптирован для различных культурных контекстов, включая Турцию, где его часто используют медицинские работники для оценки этапов развития и выявления задержек. АВЭ является практичным инструментом, который был культурно адаптирован для различных групп населения, и заполняется родителями. Однако, поскольку он основан на ответах родителей, существует риск субъективности, и он может не охватывать некоторые когнитивные аспекты, особенно у младенцев.

Bayley-III предоставляет подробную оценку когнитивных, моторных, языковых, социально-эмоциональных и адаптивных навыков, поддерживаемую широкими культурными адаптациями, что делает его надежным вариантом для скрининга. Однако его длительный процесс администрирования может ограничить доступность, особенно в крупных масштабах.

АИССР специально адаптирован для турецких детей, оценивая языковое и когнитивное развитие, моторные навыки, социальные навыки и навыки самообслуживания, что делает его особенно эффективным для использования в здравоохранении и образовательных учреждениях Турции. Каждый тест имеет свои уникальные сильные и слабые стороны, что подчеркивает потенциальную пользу использования нескольких тестов вместе для комплексной оценки развития детей, позволяя осуществлять ранние и эффективные вмешательства, когда это необходимо.

pdf (English)
Язык

English

Как цитировать

[1]
Kuralbayeva A., Pilten G.,Tasova A., Ibragimova A., . 2025. ЗНАЧЕНИЕ DENVER II И ДРУГИХ СКРИННГОВЫХ ТЕСТОВ В ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки. 85, 1 (апр. 2025), 320–331. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5762.2025.85.1.030.