Тесты скрининга развития являются критически важными инструментами для оценки когнитивного, моторного, языкового и социально-эмоционального развития детей, позволяя своевременно выявлять потенциальные задержки в развитии. Раннее выявление имеет решающее значение, поскольку оно позволяет осуществлять своевременное вмешательство, что может предотвратить длительные проблемы в развитии, улучшить долгосрочные результаты детей и повысить их качество жизни. В данной статье представлен сравнительный анализ широко признанных тестов скрининга развития, включая Denver II, Анкеты «Возраст и этапы» (АВЭ), Развития младенцев и детей раннего возраста по шкале Бейли (Bayley-III), Шкалы интеллектуального развития по Гриффитс и Анкарский инвентаризационный список скрининга развития (АИССР).
Denver II оценивает личностно-социальные, мелкомоторные, языковые и крупномоторные навыки у детей в возрасте от 0 до 6 лет. Он широко адаптирован для различных культурных контекстов, включая Турцию, где его часто используют медицинские работники для оценки этапов развития и выявления задержек. АВЭ является практичным инструментом, который был культурно адаптирован для различных групп населения, и заполняется родителями. Однако, поскольку он основан на ответах родителей, существует риск субъективности, и он может не охватывать некоторые когнитивные аспекты, особенно у младенцев.
Bayley-III предоставляет подробную оценку когнитивных, моторных, языковых, социально-эмоциональных и адаптивных навыков, поддерживаемую широкими культурными адаптациями, что делает его надежным вариантом для скрининга. Однако его длительный процесс администрирования может ограничить доступность, особенно в крупных масштабах.
АИССР специально адаптирован для турецких детей, оценивая языковое и когнитивное развитие, моторные навыки, социальные навыки и навыки самообслуживания, что делает его особенно эффективным для использования в здравоохранении и образовательных учреждениях Турции. Каждый тест имеет свои уникальные сильные и слабые стороны, что подчеркивает потенциальную пользу использования нескольких тестов вместе для комплексной оценки развития детей, позволяя осуществлять ранние и эффективные вмешательства, когда это необходимо.
