Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Опубликован September 2025

3

9

Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова
Аннотация

В данном исследовании рассматривается эффективность интеграции технологий проблемно-ориентированного обучения (PBL) в профессиональную подготовку будущих учителей специального образования. С усложнением условий инклюзивного образования традиционные модели подготовки учителей часто оказываются недостаточными для развития диагностических, корректирующих и совместных компетенций, необходимых в данной области. В этом исследовании исследуется, может ли усовершенствованная технологиями система PBL улучшить подготовку специальных педагогов до начала работы, развивая критическое мышление, профессиональную автономию и практические навыки решения проблем. В исследовании использовались смешанные методы. Количественные данные были собраны с помощью оценок до и после вмешательства, которые были проведены как в экспериментальной, так и в контрольной группах, состоящих из студентов четвертого курса, обучающихся по программе специальной педагогики. Экспериментальная группа участвовала в 15-недельном курсе, включавшем обучение на основе сценариев, онлайн-моделирование и структурированные рефлексивные упражнения, в то время как контрольная группа следовала обычной учебной программе. Результаты выявили статистически значимые улучшения в профессиональных компетенциях экспериментальной группы, особенно в областях, связанных с индивидуальной диагностикой, коррекционным планированием и сотрудничеством с родителями. Независимый выборочный t-тест подтвердил эти результаты (t(58) = 6,41, p < 0,001) с большим значением эффекта (d Коэна = 1,65). Качественные данные, полученные из студенческих журналов и интервью с фокус-группами, подтвердили эти результаты и подчеркнули возросшую мотивацию, когнитивную вовлеченность и формирование профессиональной идентичности. Студенты подчеркнули, что аутентичность сценариев и использование цифровых инструментов способствовали углублению их знаний. Ограничения исследования включают ограниченный размер выборки, контекст одного учебного заведения и относительно короткий период вмешательства. Тем не менее, полученные результаты дают ценную информацию о разработке и внедрении инновационных моделей обучения в системе подготовки учителей специального образования. В исследовании делается вывод о том, что, когда проблемное обучение поддерживается соответствующими технологиями и управляемой фасилитацией, оно обладает значительным потенциалом для повышения готовности учителей специального образования к требованиям инклюзивной и адаптивной образовательной практики.

pdf (English)
Язык

English

Как цитировать

[1]
Eshakhanova Y., Buletova L., Nuridinova G., Ismanova R., Balazhanova Zh. , . 2025. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки. 87, 3 (сен. 2025), 153–168. DOI:https://doi.org/10.51889/2959-5762.2025.87.3.014.