На сегодняшний день в условиях трансформации системы образования большое значение приобретает формирование универсальных навыков у будущих специалистов. Актуальность статьи заключается в необходимости внедрения комплексных психолого-педагогических основ в развитие гибких навыков (soft skills) у учащихся высших учебных заведений в процессе освоения программы профессионального образования.
Целью статьи является определение психолого-педагогических основ развития гибких навыков (soft skills) обучающихся в условиях профессионального образования в высшем учебном заведении.
Методологической основой нашего исследования является личностный подход, который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого испытуемого. Кроме того, деятельностный подход и системный подход в педагогике, ориентированы на комплексное изучение гибких навыков в контексте внутренних и внешних условий влияющих на структуру личности. Также рассматриваются положения акмеологического и уровневого подходов.
В данной статье на основе анализа научных трудов об особенностях гибких навыков, была обоснована значимость исследования данных навыков и необходимость их развития у будущих специалистов, которая продиктована процессом глобализации. В результате оценки структурных компонентов гибких навыков, была обоснована необходимость проведения дальнейшей опытно-экспериментальной работы по развитию гибких навыков у учащихся высшего учебного заведения. Результатом данного исследования является теоретическое и практическое обоснование значимости формирования гибких навыков обучающихся в университете.
Научная новизна заключается в том, что полученные данные являются теоретической основой для разработки специальной программы направленной на развитие гибких навыков в условиях профессионального образования в высшей школе. Кроме того, систематизированная информация по проблеме исследования может быть использована материал для совершенствования программ социально-интеллектуального развития человека в условиях профессионального становления.
Практическая значимость данной статьи фокусируется на использовании результатов теоретического анализа в совершенствовании программ подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Вследствие чего, будущий специалист будет иметь высокий уровень профессионализма, психологическую гибкость в процессе адаптации к интенсивным изменениям, а также молодые специалисты научатся эффективно распределять и структурировать информацию и будут владеть информационно-коммуникационной культурой.
Ключевые слова: гибкие навыки, профессиональное образование, эмоциональный интеллект, высшая школа, когнитивная гибкость, лидерские навыки