Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped <p> Журнал является научным изданием для публикации основных результатов исследований по педагогическим наукам и проблемам образования на всех уровнях системы образования РК и других стран.</p> <p>Учредителем и издателем журнала является НАО «Казахский национальный педагогический университет имени Абая».</p> <p>Журнал имеет международный стандартный сериальный номер периодических печатных изданий <strong>ISSN</strong> <strong>2959-5754</strong></p> <p>Научный журнал выпускается периодичностью - 4 номера в год.</p> <p><strong>Контакты</strong></p> <div class="page"> <p>г. Алматы., ул. Казыбек би 30<br />050010</p> <p><strong>Адрес почты:</strong> <a href="https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/management/settings/context/mailto:vestnikkaznpu@mail.ru">vestnikkaznpu@mail.ru</a></p> <p><strong>Ответственный </strong><strong>редактор</strong><strong>:</strong> Киясова Бахыт Айдархановна</p> <p><strong>Контактный номер:</strong> 291-19-81</p> </div> ru-RU vestnikkaznpu@mail.ru (Киясова Бакыт Айдархановна) vestnikkaznpu@mail.ru (Киясова Бакыт Айдархановна) Wed, 26 Jun 2024 23:49:38 +0600 OJS 3.2.1.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3427 <p>Данная статья расскажет о проблеме подготовки будущих специалистов к формированию коммуни-кативных навыков младших школьников на основе цифровых технологий. Цифровые технологии требуют освоения новых подходов в развитии коммуникативных навыков младших школьников. В частности, это связано с увеличением доступа организаций образования нашего государства к электронным ресурсам. Использование цифровых технологий в обучении служит основой для развития коммуникативных навыков в активном, дифференцированном усвоении учебных материалов из базы знаний. </p> <p>В изученных теоретических анализах описывается, что одной из цифровых технологий являются цифровые технологии. Данная технология трактуется как технология, позволяющая интегрироваться в мировое образовательное пространство в развитии коммуникативных навыков младших школьников. Сфера применения цифровых технологий широка-при обсуждении актуальных вопросов, связанных с совершенствованием развития коммуникативных навыков учащихся начальных классов, следует исходить из того, что можно поделиться своим мнением на одноцелевых вебинарах, онлайн-семинарах, онлайн-форумах, рассмотреть эффективные пути его решения и внедрить его в мировую практику.</p> <p>По требованию информационного общества отмечается, что учащиеся начальных классов самостоятельно осваивают новые знания, стремятся к научным проектам инновационной направленности и выполняют проект, в полной мере используют доступность сети интернет в получении новых знаний: видеозаписи, цифровой учебный контент и т.д. составляют базы для развития коммуникативных навыков. Инновационные технологии подбираются в зависимости от содержания обучения. Это создает условия для развития идеи активного содержания обучения, в соответствии с которым основным источником содержания является профес-сиональное, коммуникативное, организационное, самообразование, характеризующееся применением цифро-вых технологий обучения и интерактивных методов.</p> <p>Такие инновационные технологии должны стать ключевыми элементами содержания образования, способствующими развитию личности, и дать понять, что такое творчество, критическое мышление, общение, командная работа или «проект». Инновационные технологии технологически эффективны в усвоении содержания образования и способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся, позволяя повысить мотивацию к их усвоению другими средствами.</p> . Карашева Ж.Б., Дарибаева М.Д., Кожагельдиева С.С. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3427 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3309 <p>Настоящее исследование посвящено проблеме определения критериев оценки цифровой компетенции педагога в аспекте цифровизации образовательного процесса. Проведен контент анализ зарубежного научно-методического дискурса по проблеме исследования с целью анализа опыта создания диагностических рамок, определяющих уровень сформированности цифровой компетенции учителя. Структурирована терминология, определяющая навыки владения цифровым инструментарием и использования компьютера и сети Интернета в образовании и самообразовании учителя. Дано определение понятию «цифровая компетенция учителя». Проанализированы профили цифровых компетенций, принятые Европейской комиссией по обеспечению качества образования Digital Competence of Educators (DigCompEdu). Рассмотрен инструмент оценки цифровой компетенции учителя DIGIGLO, состоящий из 29 пунктов и учитывающий внешние факторы, не включенные в DigCompEdu, разработанный коллективом испанских ученых (университет Севильи). На основании зарубежного опыта предложен инструментарий для выявления уровня и критериев оценки цифровой компетенции учителя с учетом региональных факторов. Представлен перечень практических кейсов, направленных на решение реальных образовательных и профессиональных ситуаций применения цифровых инструментов и технологий в преподавании дисциплин. Для самодиагностики цифровых компетенций предложен опрос в тестовой форме, каждый блок которого соответствует определенной области компетенций, соответствующих мировым стандартам определения цифровых компетенций.</p> . Жунисбаева А.С., Бегалиева С.Б.,Федорченко Л.А. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3309 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3348 <p>В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки будущих учителей. При этом анализируется актуальность нормативных документов, принятых в Республике Казахстан. Определены проблемы подготовки специалистов в области цифровизации образования, цели обновления содержания образования и роль преподавателя в цифровизации образования, а также цели и задачи внедренных в учебный процесс вуза элективных курсов «Цифровые технологии в образовании», «Педагогический дизайн цифровой образовательной среды. Описана важность преподавания данных дисциплин всем педагогическим специаль-ностям в сфере образования. Подготовка педагогов в условиях цифровизации образования также требует изменений в содержании и методах обучения. Необходимо уделять большее внимание практическим занятиям, в том числе с использованием виртуальных образовательных сред, а также учитывать индивидуальные особенности и потребности будущих педагогов при формировании программы обучения.</p> <p>Анализ результатов исследования показал, что использование цифровых образовательных ресурсов действительно способствует развитию познавательной самостоятельности у студентов. Более того, было отмечено, что цифровые образовательные ресурсы имеют несколько преимуществ, которые делают их особенно полезными для обучения. В частности, цифровые образовательные ресурсы доступны для большинства студентов, что делает их удобными для использования в любом месте и в любое время. Кроме того, они обладают интерактивностью и возможностью индивидуальной настройки обучения в соответствии с уровнем знаний и потребностями студента</p> <p>В целом, профессиональная подготовка будущих педагогов в условиях цифровизации образования является важным фактором для повышения качества образования и успешной адаптации к быстро меняющимся требованиям современного мира.</p> . Усенова Г.С., Майгельдиева Ш.М.,Диуанова Р.К. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3348 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СКАЗИТЕЛЕЙ СЫРА https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3356 <p>Сегодняшний обучающийся, самостоятельно приобретая необходимые знания, должен уметь гибко ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, т. е. мыслить критически, видеть возникающие трудности, искать пути их рационального преодоления; грамотно работать с информацией; быть коммуникативным; хорошо владеть механизмами самостоятельной работы для развития своего интеллекта. В этой связи применение инновационных методов в учебном процессе является одним из актуальных вопросов. Статья посвящена внедрению инновационных активных и интерактивных методов обучения в практику обучения чтению произведений сказителей Сыра и рассмотрению связанных с ним трудностей и нерешенных задач. В работе проводится анализ состояния проблемы и делается попытка предложить пути совершен-ствования системы применения указанных методов обучения в процессе подготовки учителей казахского языка и литературы.</p> <p>Известно, что интерактивные технологии направлены на активизацию и развитие деятельности субъектов в образовательном процессе. Авторы описывают роль и значение данных технологий для сравнения степени активности субъектов в процессе организованного взаимодействия со стороны педагога с современным опытом. Они изучили сходства и различия терминов «активный» и «интерактивный» методы (формы). Однако существуют разные внутренние формы «активных» и «интерактивных» методов обучения, что означает, что они должны представлять разные явления. Активные формы обучения в основном включают использование системы методов, направленных не на представление учителем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное усвоение знаний учащимися в процессе активной познавательной деятельности. Они направлены на развитие у обучающегося осознанного отношения к учебе, стремления к самостоятельному мышлению, поиску собственного подхода к решению проблемы, самостоятельному получению знаний. Резюмируя эти соображения, предлагается методика применения интерактивных методов при проведении элективного курса на тему «Литературный образ и образность в произведениях сказителей Сыра».</p> . Кудайбергенова К.Т., Игенбаева Р.Т., Нургали С. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3356 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ОРГАНИЗАЦИЯ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3363 <p>В настоящее время растет интерес к переходу от дидактического преподавания к обучению, ориентиро-ванному на конкретные условия и основанном на участие профессионалов из реального мира труда. Вузы должны предоставлять образовательные программы, которые позволят обучающимся успешно интегрироваться на рабочем месте. Одним из решением является внедрение в вузы дуального обучения. Дуальное обучение это подход к профессионально-ориентированному образованию, который объединяет академические знания и практику, и делает акцент на интегративных аспектах обучения. Знания, полученные в вузе на традиционных академических курсах, не могут быть напрямую принесены на практику рабочего места. Одной из причин это является различия в способах организации обучения в вузе и на рабочем месте. На практике знания в основном носят неявный характер и приобретаются более социальным способом. В вузах знания передаются в виде отдельных учебных курсах. Для решения этой проблемы необходимо изучить методы обучения, средства обучения и методы контроля применяемы при дуальном обучении в вузе.<br />Данная статья рассматривает дуальное обучение как форму комбинированного обучения, включающего академическое обучение и практическое обучение на рабочем месте. Подчеркивается важность интеграции полученных знаний и навыков в дуальном обучении и необходимость двухсторонней связи между педагогическим процессом в вузе и практическим опытом на рабочем месте, а также необходимость адаптирования методов обучения, средств обучения и методов контроля для успешной реализации дуального обучения. </p> . Щербакова Е.П. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3363 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 СУЩНОСТЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3283 <p>В независимой стране, живущей в рамках социально-экономических отношений, необходимо довести человеческий капитал до уровня государственного, отвечающего требованиям потенциальных работодателей и пользующегося высоким спросом. При этом одной из основных задач системы образования считается подготовка будущих социальных педагогов в условиях социального партнерства, рассмотрение интересов каждой стороны, участвующей в партнерстве, профессиональное развитие будущих специалистов.</p> <p>Одной из стратегических целей сферы образования и экономики страны является повышение конкурентоспособности педагогических вузов и их выпускников. В то же время существует необходимость направлять процесс обучения будущих педагогов новым технологиям. Цель данной статьи - на основе эмпирического анализа найти эффективные пути подготовки будущих социальных педагогов по новейшим стандартам и требованиям в условиях привлечения потенциальных работодателей и специалистов с использованием технологии социального партнерства. Роль будущих работодателей анализировалась посредством опроса будущих специалистов и экспертных интервью. Дифференцировались роли потенциальных работодателей, высших учебных заведений и государства в подготовке будущих педагогов. В данной статье сделан вывод, что социальное партнерство является одной из необходимых технологий подготовки будущих социальных педагогов согласно современным требованиям и стандартам. Заключение эмпирического анализа раскрывает практическую значимость статьи в качественной и профессиональной подготовке будущих социальных педагогов в вузах<strong>.</strong></p> . Садыкова А.К., Альжанова А.О.,Дуйсенгалиева А.А.,Атабекова Б.Б. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3283 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3430 <p>В статье рассматриваются проблемы формирования профессионально-предметной компетентности будущих учителей географии. Развитие пространственного мышления в работе с географической картой и значимость картографической компетентности в профессиональном росте учителя определяют актуальность исследования. Целью данного исследования выявить педагогические основы формирования картографической компетентности будущих учителей географии. Метод исследования – формирование педагогических основ картографической компетентности будущих учителей географии путем моделирования.</p> <p>В определении проблемы исследования был проведен опрос для выявления знаний студентов, обучающихся по педагогической направленности о пространственном мышлении. Проанализировано, что пространственное мышление может быть предпосылкой формирования картографической компетентности. В ходе проведения исследования были выявлены три проблемы, влияющие на формирование картографической компетентности: пространственное мышление, анализ и понимание пространственных данных, использование картографических средств. Пространственное мышление и картографическая компетентность – это тесно взаимосвязанная система. Установлено, что работа географическими картами и инструментами способствует формированию и развитию пространственных отношений. Формирование картографической компетентности будущих учителей географии путем создания системы заданий, направленных на пространственное мышление и моделирование, составляет практическую значимость исследовательской работы.</p> . Бейкитова А.Н., Каймулдинова К.Д.,Боранкулова Д.М. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3430 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ОБУЧЕНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВУЗОВ КАЗАХСТАНА: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3468 <p>Данная статья посвящена систематическому изучению научной литературы по обучению на английском языке (EMI) в высших учебных заведениях Казахстана. EMI — это стремительно развивающееся глобальное явление, вызванное интернационализацией высшего образования в стремлении создать конкурентоспособный, высококвалифицированный человеческий капитал. Количество вузов, осуществляющих программы на английском языке, в Казахстане увеличивается с каждым годом, и 44 вуза имеют специальные группы с английским языком обучения. Для проведения исследования был проведен поиск научной литературы в избранных электронных базах данных путем вставки соответствующих ключевых слов. Данное научное исследование показало, что большинство проведенных исследований связанных с обучением на английском языке в Казахстане были посвящены программам магистратуры, тогда как на уровне бакалавриата данная тема недостаточна изучена. Кроме того, важное значение имеет обеспечение качества обучения на английском языке, которое учитывает потребности всех заинтересованных сторон. В этом смысле исследование об обеспечении качества обучения на английском языке делает наше исследование актуальным.</p> . Гаипов Д., Кожахмет С., Касымова Г.М., Тулепова С.Б. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3468 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К САМООБРАЗОВАНИЮ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3563 <p>Профессиональная подготовка педагогических кадров является актуальной задачей науки и практики высшего образования. В данной статье подробно анализируется самообразование в высшей школе. Внедрение проектной деятельности является одним из эффективных способов решения этой проблемы. Педагоги современных дошкольных образовательных организаций являются универсалами, выполняют множество функций, работают в условиях стремительно распространяющихся инновационных технологий и, соответ-ственно, должны быть в курсе современных тенденций развития. Самообразование - необходимость для всех работников образовательной сферы.</p> <p>Авторы статьи приводят результаты практических научно-педагогических исследований, организованных на базе Павлодарского педагогического университета им. Ә.Марғұлан. Основное внимание в статье уделено опыту применения метода проектов в процессе профессиональной подготовки к самообразованию будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений.</p> . Юсупова Г.К., Каратаева Т.О., Мустафина Р.С. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3563 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2714 <p>Актуальность исследования в данной статье обусловлена проблемой формирования культуры студен-ческой молодежи в отношении здорового образа жизни, ее стремлением поддерживать физическое и психологическое здоровье, чтобы активно участвовать в будущем общества в целом, как квалифицированные специалисты. Целью статьи является разработка критериев и методов формирования позитивного ценностно-ориентированного поведения в отношении здоровья на физическом, психосоциальном и социальном уровнях студенческой молодежи. Ведущим методом исследования этой проблемы является опрос студентов о факторах, влияющих на их здоровье во время учебы, и методика, предназначенная для изучения особенностей психологического функционирования личности по разработке О.И.Моткова "Психологическая культура личности" для оценки силы психологических устремлений с помощью определение существующих самоцелей, характеристик самоопределения, саморегуляции поведения на основе различных жизненных ситуаций. В статье представлены основные критерии и методы формирования у студенческой молодежи ценностного отношения к здоровью, культуры психологического сопровождения, основанной на сбалансированном режиме дня, благоприятной и спокойной обстановке во время обучения, способе преподавания, возможности самореализации, личном примере преподавателя, а также такие критерии, как мотивационно-ценностный, когнитивно-информативный, творческий, креативно-коммуникативный, эмоционально-уважительный, культурно-эстетический. Критерии и методы, используемые для передачи знаний, помогают развить у будущих специалистов целостное развитие их личности, сохранить психологическое, физическое и социальное благополучие, что свидетельствует о существовании моральных ценностей и позволяет говорить о тенденции их творческого, культурного поведения в рамках психологического здоровья в будущем, что имеет практическое значение для всей системы образования.</p> . Дукетаев Б.А., Мырзабосынов Е.К., Жакиянова Ж.Г., Касенов Х.Н.,Бекбосынов Д.А. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2714 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МАГИСТРАНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2967 <p> В данной статье рассматривается методика формирования иноязычной профессиональной компетенции магистрантов по образовательной программе «Подготовка педагогов по иностранному языку». На современном этапе с вхождением Республики Казахстан в глобальное образовательное пространство, возникает потребность в высоко подготовленных кадрах и специалистах 21 века. Формирование иноязычной профессиональной компетенции способствует развитию у магистрантов межкультурной коммуникативной компетенции, адаптируя их к различным культурным контекстам. Реализация компетентностного подхода, как одного из актуальных подходов в образовании 21 века, и когнитивного подхода, как ведущего в иноязычном образовании, ведут к качественным конечным результатам и формированию иноязычной профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка. В данной статье описываются результаты применения курса «Современная методология иноязычного образования в высшей школе». Цель курса является обеспечить необходимую качественную подготовку будущих учителей иностранного языка, чтобы они могли успешно реализовывать в своей педагогической практике основную цель преподавания иностранного языка – развитие межкультурной коммуникативной компетенции личности. Это основано на принципах и методах иноязычного образования, которые способствуют формированию у магистрантов способности эффективно общаться и взаимодействовать с представителями других культур.</p> . Ахметова М.К., Орынбаева У.К., Касымбекова М.А., Жылтырова Ж.Т. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2967 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-БАЗИРУЕМОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2976 <p>Данная научная статья посвящена анализу и исследованию формирования профессионально-базируемой компетенций в образовательном процессе вуза с использованием цифровых технологий. Научная статья состоит из изучения понятия «профессионально-базируемая компетенция», ознакомления с её субкомпе-тенциями, представления методики применения цифровых технологий для формирования профессионально-базируемой компетенции в образовательном процессе вуза и её проверки на основе эксперимента. Для определения теоретической значимости научной статьи были проанализированы и исследованы литературные источники, связанные с темой научной работы. Было определено понятие «профессионально-базируемая компетенция». Были представлены субкомпетенции профессионально-базируемой компетенции будущего учителя иностранного языка. Была описана важность использования цифровых технологий для формирования профессионально-базируемой компетенций в образовательном процессе вуза. Был проведен анализ видов цифровых технологий для формирования профессионально-базируемой компетенций в образовательном процессе вуза. Было описано использование технологии блокчейн, входящей в число цифровых технологий, для формирования профессионально-базируемой компетенций. Была разработана методика формирования профессионально-базируемой компетенций в образовательном процессе вуза. Был проведён эксперимент использования методики формирования профессионально-базируемой компетенций. Был проведен анализ проведенного эксперимента. На основе проведенного анализа был получен результат эксперимента.</p> . Мендекенова А.Д., Джусубалиева Д.М. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2976 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3246 <p>Сегодня много внимания уделяется школьному образованию и улучшению системы образования в целом. Одной из ключевых компетенций является исследовательские компетенции, которые создаются в процессе прохождения полевой подготовки и лабораторной работы, подготовки научных публикаций и отчетов о семинарах, конференциях и симпозий. Кроме того, исследовательские компетенции являются показателем конкурентоспособности будущих учителей биологии и гарантии того, что учитель сможет участвовать не только в преподавании предмета, но и участвовать в проектировании и исследовательской работе со студентами, педагогические исследования и создавать научные публикации для улучшения их уровень квалификации. Целью этой работы является изучение формирования компетенций исследований будущих преподавателей биологии посредством образовательной и полевой практики второго курса студентов в зоологии беспозвоночных летом. Научной значимостью этой работы является изучение методов и форм, используемых во время летнего полевого обучения студентами, занимающимися биологией и оценкой эффективности этих методов. Работа полезна для методистов в высших учебных заведениях, студентам, магистарнтам и докторантам, изучающих методы преподавания биологии, формирование исследовательских компетенций и образования в целом. Результаты этой работы использовались при подготовке учебных программ для работы со студентами и выборе форм и методов для проведения учебно-полевогых практик.</p> . Абдильдаулы А., Мукашева Д.М., Бахтаулолова А.С.,Дауренбекова Ш.Ж.,Тлеубай С.Т. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3246 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3338 <p>В статье авторами проанализирован вопрос формирования компьютерной грамотности детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании. Дана характеристика понятию «компьютерная грамотность». Проанализированы исследования зарубежных и казахстанских авторов по изучаемой проблеме. Проанализирована Типовая учебная программа ДВО РК (утв. от 14 октября 2022 года №422) и определено, что в образовательном направлении «Формирование социально-эмоциональных навыков», раздел «Ознакомление с окружающим миром», в пункте «Предметный мир» отмечают следующее «…расширять представление об окружающих предметах, их свойствах и назначении…иметь представление о назначении телефона, компьютера, телевизора и некоторых элементарных правилах их использования». Дана характеристика методам и приемам формирования компьютерной грамотности. Проанализирован Стратегический план МОН РК на 2020-2024 годы, где одним из приоритетных направлений является «Обеспечение развития инфраструктуры организаций дошкольного и среднего образования, с учетом доступности для детей с особыми образо-вательными потребностями, технологическое обновление и цифровизация»: «Будет расширена сеть органи-заций дошкольного и дополнительного образования детей, в том числе в рамках размещения государственного заказа» и к 2025 году доля дошкольных организаций, использующих инновационные авторские программы по реализации составит 90%. Авторами представлены компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности компьютерной грамотности детей старшего дошкольного возраста. Применены диагности-ческие методики Беседа-рассуждение «Компьютер что это и для он нам нужен?», Работа с рисунками «Правила работы с компьютером», даны результаты констатирующего этапа эксперимента.</p> . Байназарова Т.Б., Сүлейхан С.М.,Тайтелиева Л.Р.,Cерікова О.С. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3338 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗАДАНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3020 <p>В данной статье определены и проанализированы пути и методические указания по формированию творческих способностей младших школьников, нестандартные, устные и письменные виды задач и этапы развития творческих действий детей при их решении, способов мышления и умений. Кроме того, в статье анализируется, как решить проблему, опираясь на знания и опыт учителя, с помощью метода логического решения основных проблем в формировании творческих способностей младших школьников, опираясь на обратную связь учащихся и результаты конкретных действий, выполненных в ходе урока. Служит средством формирования у младших школьников интереса к обучению на основе изменения формы заданий и использования мыслительных операций при формировании творческих способностей. В статье описывается сущность интереса к чтению, специфика основных этапов его развития.</p> . Карсыбаева Р.,Измагамбетова Р., Айтжанова Е. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3020 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ STEM ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3199 <p>На каждом этапе появляются новые направления образования, а в науке формируются те, которые показывают свои результаты с требованиями времени. Одним из них является STEM-технология. Система образования STEM появилась в сфере естественных наук и вошла во все области науки. Одним из них были рассмотрены способы обучения приемам обучения детей старшей группы в дошкольных образовательных учреждениях. На основе рассмотрения научных работ по методу обучения STEAM, представили свои результаты и продолжим нашу дальнейшую исследовательскую работу. Данная статья посвящена исследованию эффективности применения технологий STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) в образовательном процессе детей дошкольного возраста. STEM-подход объединяет эти четыре области знаний, способствуя развитию ключевых навыков, необходимых для успешной адаптации в современном инфор-мационном обществе.</p> <p>В статье рассматриваются принципы внедрения STEM в дошкольное образование, выделяются основные преимущества данной методики. Акцент делается на стимулировании творческого мышления, развитии логического мышления и формировании навыков решения проблем. Освещается роль педагога в использовании STEM-технологий, подчеркивая его роль в создании стимулирующей образовательной среды.</p> <p>Статья включает анализ практического опыта внедрения STEM в дошкольные учебные планы и дает оценку эффективности этих изменений на основе результатов исследований. В заключение подчеркивается значимость интеграции STEM-подхода в образовательную практику, обеспечивая более глубокое и устойчивое освоение знаний детьми дошкольного возраста, что способствует их успешному старту в мире образования и будущей профессиональной жизни.</p> . Манкеш А.Е., Ауезова А.А., Аманжолова Ә.Н., Шахизад М.Б. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3199 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3387 <p>В статье рассматриваются цифровые инструменты и оценивается влияние цифровых устройств на общеобразовательный процесс системы подготовки учителей. В классификации цифровых инструментов можно организовать следующие сервисы: организация совместной деятельности, создание цифровой образовательной среды, сервисы по организации онлайн-занятий, реализация обратной связи. Использование цифровых инструментов в учебном процессе школьных учителей расширяет их функциональные и педагогические возможности. В целях повышения цифровой грамотности и квалификации учителей общеобразовательных школ была составлена ​​специальная программа, состоящая из 5 модулей, и на ее основе проведено анкетирование. По результатам опроса оценивалась заинтересованность учителей в цифровых технологиях, владение инновационными методами и возможности их использования в образовательном процессе. Учителям химии предложили виртуальную лабораторию для дистанционного обучения.</p> . Бексұлтан Б.Б., Жаксибаева Ж.М. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3387 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ОПЫТ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3408 <p>Это исследование, в котором обсуждается роль и важность инновационных методов управления в достижении образовательных результатов, определенных в рамках образования в Казахстане, направлено на выявление влияния инновационных методов управления на систему среднего образования Казахстана. Исследование проводилось совместно с опросником на практике с использованием теоретических методов. В исследовании учтены теоретические и практические приложения зарубежных и казахстанских исследователей по управлению школой и стандартизации среднего образования, инновационная деятельность учителей с использованием концептуального подхода и выявлена необходимость непрерывного управления инновационными процессами в общеобязательном образовательном процессе Республики Казахстан. С помощью анкеты были определены мнения и рекомендации казахстанских учителей и администраторов по улучшению образовательного процесса в рамках стандартов общего среднего школьного образования, определенных Министерством просвещения Республики Казахстан.</p> . Толегенулы Н.,Киясова Б.А., Умаров А.Х. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3408 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ, ПОДДЕРЖИВАЕМЫХ WEB 2.0, НА ВОСПРИЯТИЕ И МНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ О ГЛОБАЛЬНОМ ПОТЕПЛЕНИИ: ПРИМЕР ТЕМЫ «КЛИМАТ И ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3464 <p>Цель данного исследования - определить уровень восприятия и мнения учащихся 8-х классов средней школы о глобальном потеплении, а также изучить влияние приложений, поддерживаемых Web 2.0, на восприятие и мнения учащихся о глобальном потеплении. Исследование является количественным, и в нем использовался квазиэкспериментальный метод. Исследовательская группа состояла в общей сложности из 46 учащихся (nExperiment = 22 и NControl = 24), которые учились в восьмом классе средней школы в центральном районе Анкары в осеннем семестре 2023-2024 учебного года. Студенты исследовательской группы были отобраны с использованием метода удобной выборки. В исследовании использовались одна экспериментальная и одна контрольная группы. Данные исследования были получены с помощью шкалы оценки восприятия глобального потепления и общественного мнения до и после внедрения.</p> <p>Полученные данные были проанализированы с помощью статистического пакета SPSS. В приложении уроки проводились с использованием приложений web 2.0 в экспериментальной группе и с использованием мероприятий, рекомендованных в учебниках, в контрольной группе в соответствии с приобретениями, указанными в учебной программе по естественным наукам в рамках предмета "Климат и движение воздуха". В результате анализа полученных данных было отмечено, что уровень восприятия студентами глобального потепления и их мнения о нем были на низком уровне до подачи заявления. После подачи заявки было замечено, что уровень восприятия и мнения студентов экспериментальной группы о глобальном потеплении до подачи заявки был высоким, в то время как студенты контрольной группы достигли среднего уровня. Был сделан вывод о том, что приложения Web 2.0 положительно повлияли на уровень восприятия глобального потепления учащимися экспериментальной группы</p> . Есра Бенли Оздемир, Турхан Четин Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3464 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ» В ШКОЛЕ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2722 <p>В статье сформулированы и обоснованы основные особенности и эффективность преподавания курса выбора «глобальная компетентность» в современной средней общеобразовательной школе, актуальные проблемы воспитания учащихся в соответствии с современными процессами.</p> <p>В настоящее время развитые страны мира, наряду с условиями перехода к рыночной экономике, во всех отраслях налаживаются преобразования и реализация эффективных методов и приемов в соответствии с современными требованиями, развитие оптимизированных и доступных инновационных технологий, компьютеризация отраслей промышленности, реформирование системы образования в соответствии с международными стандартами.</p> <p>В соответствии с современными образовательными требованиями, целью отдельных предметов, проводимых в средних школах, является широкое использование обновленных методов и информационных технологий, в числе задач которых-повышение знаний, умений, деловых навыков, развитие важных качеств учащихся.</p> <p>В целом, формирование глобальных компетенций личности в системе среднего образования является одной из наиболее актуальных и актуальных проблем. Вместе с переходом страны к рыночной экономике проблемы компетентности учителей и преподавателей в области образования, глобальной конкуренто-способности обучающихся отражены и сформулированы в Посланиях и важных нормативных документах, посвященных будущему страны. В настоящее время, хотя в системе общего среднего образования введен курс выбора «глобальная компетентность», здесь все же достаточно теоретических и практических вопросов.</p> <p>В заключении автор делает вывод, что курс «Глобальная компетентность» в настоящее время эффективен в целенаправленно-организованном образовательном процессе.</p> . Байдалиев Д.Д., Демченко Л.В. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2722 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ДОСТУПНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере школ) https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2813 <p>Образовательные технологии, в том числе современные электронные технологии, использование цифро-вых методов обучения стали центральным аспектом образования, затрагивающим все аспекты педагогического и психологического обеспечения в развитии «цифрового обучения и инклюзивного образования». В Монголии сегодня наблюдается слабая цифровая грамотность среди населения. Его устранение является основной проблемой правительства и учителей. Чтобы выявить сложную взаимосвязь между технологиями и вовлеченностью студентов, в этой статье систематически проанализированы исследования из 20 исследований, опубликованных в период с 2015 по 2022 год. Во время пандемии COVID-19 172300 учащихся из 330 сумовых школ Монголии, 6277 учащихся из 46 отдаленных школ, всего 178577 учащихся, пострадали от отсутствия инфраструктуры, удаленности, отсутствия интернета, электричества, оборудования и т. д. Это составляет 25% всех учащихся республики. 4-6% учащихся средних школ (в зависимости от региона или населенного пункта) вообще не могли смотреть телекурсы или пользоваться средствами информационных технологий (отсутствовали или не работали).</p> <p>Текстовые документы использовались для определения доступности современных электронных технологии в развитии исследуемого цифрового обучения и смешанного обучения, инклюзивного образования. Проблемы поведения и деятельности, возникающие при использовании образовательных технологий, требуют педагогического и психологического сопровождения. Это также помогло определить доступность современных электронных технологии в цифровом образовании, поведенческой, аффективной и познавательной деятельности учащихся, помочь им оставаться на занятиях.</p> . Нурбек Р., Байдильдинов Т.Ж., Сахипов А.А. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2813 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ГЕОГРАФИИ В КАЗАХСТАНЕ И ТУРЦИИ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2898 <p>Креативное мышление – одно из главных способностей и компетенций, которые должны быть сформиро-ваны у обучающихся в глобальной системе образования. Личность сформировавшаяся с креативным мышлением способна к разностороннему мышлению, поиску решений задач, методов и путей разрешения проблемы, с нестандартным мышлением, использует разнообразные взгляды и подходы к достижению цели. Поэтому глобальное внимание к креативному мышлению и творчеству обучающихся стали в последние годы актуальной для исследователей и ученых в области образования.</p> <p>В данном исследовании предусмотрен сравнительный анализ содержания, специфики и уровня заданий учебников географии используемых в 9 классах казахстанских и турецких школ, направленных на развитие креативного мышления и творчества. В статье представлены взгляды и выводы зарубежных и отечественных ученых изучавших подходы и пути обучения формирования креативного мышления обучающихся. Проведен сравнительный анализ содержания текста, представленных вопросов и заданий в отечественном и зарубежном учебнике географии. Наряду с вышеизложенным, рассмотрены актуальные вопросы и проблемы формирования креативного мышления. В заключительной части были даны результаты, выводы и рекомендации. Цель научной статьи – дать сравнительный анализ содержанию текстовой части школьных учебников, вопросам и заданиям направленных на формирование у обучающихся навыков креативного мышления, заданий, сформулировать и дать методические рекомендации</p> . Куспанова А.К., Абдиманапов Б.Ш., Абулгазиев А.У. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2898 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТИРОВАНИЕ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2931 <p>Статья посвящена исследованию педагогических стратегий и методов, используемых для формирования креативности учащихся через проектирование в контексте казахстанской образовательной системы. В работе использовался смешанный метод, включая качественный анализ данных, основанный на обзоре литературы, анализе учебных планов и интервью с опытными педагогами, анализ готовых проектов учащихся, а также количественный анализ, включающий статистическую обработку данных. Исследование выявило, что проектирование оказывает положительное воздействие на развитие креативности учащихся в Казахстане. Опытные педагоги, использующие этот метод, представили ценные методики и стратегии, способствующие стимуляции креативности у учеников. Анализ проектов, выполненных учащимися, подтвердил наличие инновационных и креативных работ.</p> <p>Результаты данной статьи могут послужить основой для дальнейшего развития образовательных программ и стратегий, направленных на развитие креативности учащихся в Казахстане и в других образовательных системах.</p> . Алиманова А.Т., Туксанбаев А. , Адильшинова З.Ү. ,Мустаяпова А. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2931 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ УЧАЩИХСЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2975 <p>Актуальность данного исследования определяется тем, что на современном этапе знания становятся наиболее ценным ресурсом развития экономики и общества. Именно поэтому система высшего образования, в которой закладываются основы управления развитием знаний, должна опираться на современные разработки исследователей по вопросу обеспечения эффективности управления знаниями. Однако в этом вопросе существует проблема, в частности, на какие исследования следует делать упор при разработке концептуальных основ управления развитием знаний студентов вузов. Это объясняется тем, что впервые научное обоснование управления знаниями было осуществлено на основе результатов практических разработок в условиях работы предприятия (в частности, вопросы мотивации персонала были сформулированы в работах американских авторов как задачи управления знаниями).</p> <p>Целью исследования является обоснование психолого-педагогических основ, обеспечивающих эффектив-ность управления знаниями студентов в высшей школе, формулирование компетентностной базы препо-давателя, отвечающей задачам инновационного развития.</p> <p>Методами исследования стали: анализ работ исследователей по вопросу обеспечения эффективности управления знаниями; формулирование собственных выводов на основе анализа работ исследователей.</p> <p>Полагаем, что концепция управления знаниями сегодня является основной задачей, требующей реализации и обеспечения по вопросам разработки методологии стратегий развития вуза, в кадровых и дидактических вопросах подготовки преподавателей вузов новой формации. Сделаны выводы о необходимости обеспечения эффективного управления знаниями, что, по мнению авторов, требует развития психолого-педагогических навыков преподавателя. Предложена модель психолого-педагогической компетентности преподавателя.</p> . Ахметов А.А., Кошербаева А.Н., Чевикбаш С. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2975 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЯХ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2465 <p>В данной статье рассматривается актуальный для современного образования вопрос внедрения возмож-ностей дополненной реальности в обучающих мобильных приложениях. Целью статьи является рассмотрение вопроса применения дополненной реальности в обучающем контенте мобильных приложений. Работа посвящена рассмотрению основных аспектов образовательных мобильных технологий и практического применения результатов исследования в учебном процессе общеобразовательных заведений. В статье речь идет о применении разработанного в ходе исследования образовательного контента модуля мобильного приложения с применением дополненной реальности на примере преподавания предметов «Информатика» и «Цифровая грамотность» в средних общеобразовательных школах Республики Казахстан. Даны основные определения связанные с образовательными мобильными приложениями и технологией дополненной реальности, проведен анализ предметной области. Рассмотрен международный опыт применения данной технологии в образовательном процессе. Описаны этапы изучения предметов «Информатика» и «Цифровая грамотность» с использованием мобильных технологий образовательного направления, такие как, мобильные приложения для организации учебного процесса и оценивания знаний, умений и навыков учащихся. В результате проведенного эксперимента было практически реализовано мобильное приложение и разработана адаптированная авторская программа «Применение мобильных технологий на уроках информатики и цифровой грамотности». Полученные результаты применения мобильных технологий в изучении школьного курса информатики и цифровой грамотности подтвержают актуальность проведенного исследования.</p> . Ткач Г.М., Ли О.С., Керимбаев Н.Н., Гарванов И. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2465 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО ХИМИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ЫХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3217 <p>Одним из основных направлений совершенствования подготовки педагогов в современном учебном заведении является внедрение интерактивных форм обучения. Пандемия коронавируса чётко показала миру, что в сфере образования необходимы средства, позволяющие выдвинуть на первую ступень способность человека самообучаться без присутствия субъекта обучения (учителя, тренера, руководителя, тьютора и т.д) на любом расстоянии от учебного заведения. При том важно, чтобы программы для обучения были интуитивными, понятными как для любого пользователя (ученика), так и для разработчика содержания программы (педагога). Целью нашей работы является разработка программированных уроков по химии, а также проверка их эффективности. В рамках нашего исследования проводились уроки по химии по темам «Азот», «Свойства аммиака, получение и применение», «Азотная кислота», «Специфические свойства азотной кислоты и нитратов», «Фосфор и его соединения». В исследовании приняли участие два девятых класса, которые были разделены на контрольный и экспериментальный классы. По результатм исследования, можно сделать вывод о том, что использование программированных методов обучения может способствовать более эффективному усвоению учебного материала и повышению успеваемости учащихся. Результаты анкетирования предоставляют информацию о степени рефлексии учеников, что может помочь в разработке эффективных стратегий и методик обучения.</p> . Садыков Т.М.,Кокибасова Г.Т., Конюхова М.О., Унербаева З.О. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3217 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 МОНИТОРИНГ ВИРТУАЛЬНЫХ РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ДЕВИАЦИЙ ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КАЗАХСТАНА В «ON-LINE COMMUNITY» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3403 <p>В статье представлен анализ, изученного теоретического материала по актуальным проблемам выявления роли интернета и сетевых сообществ, влияющих на социокультурную жизнь общества, возможности использования интернет-платформ. Представлены данные роста интернет-пользователей и сетевых сообществ в Казахстане в сравнении с глобальной мировой статистикой. В данной статье авторами представлена попытка обоснования влияния цифровой среды на трансформацию взаимоотношений среди основных пользователей Интернета – студентов высших учебных заведений. Авторами анализируются релевантные исследования зарубежных ученых, изучавших межличностные отношения и виртуальное общение в «on-line community». В статье представлены результаты проведенного исследования, позволяющего выявить виртуальные романтические отношения и девиации поведения у студентов вузов Казахстана в «on-line community». Авторы изучили полученные ответы респондентов по отношению к виртуальной поддержке («фолловингу»), виртуальной любви, виртуальной дружбе («френдингу») и троллингу. Представлен SWOT-анализ по результатам исследовательского опроса. Дальнейшие перспективы исследования авторы видят в изучении вопросов формирования сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета преподавателей и студентов в «on-line community». </p> . Колумбаева Ш.Ж., Нарбекова Б.М., Танатова А.Д. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3403 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3432 <p>В данной статье обсуждаются методологические основы, которые играют ключевую роль в исследованиях в области музыкального образования. Одним из наиболее важных методологических ориентиров является методологический анализ, рассматриваемый как метаметод в контексте музыкальной педагогики. Данный анализ представляет собой комплексный подход к исследовательскому процессу, позволяющий осмыслить разнообразные аспекты и процессы музыкально-педагогической теории и практики. В рамках методологических ориентиров также выделяются профессионально значимые функции и подходы, которые способствуют осознанию ценности концепций музыкально-педагогического характера, инновационных процессов в науке и образовании, а также, формированию стратегии научных исследований. Рассматриваемые подходы включают в себя различные интеллектуальные операции, среди которых рефлексия выделяется как метод творческого мышления и личностного переосмысления ценностей и мотивов в деятельности педагога-музыканта. Основой для разработки методологических ориентиров в данном контексте служат знания из различных областей человеческой деятельности, включая науку и искусство. Опора на знания служит основанием и методологической базой педагогики музыкального образования, для определения принципов и методов организации исследовательского процесса.</p> . Балагазова С.Т., Болатхан Н., Кошербаев Ж.А. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3432 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 АНАЛИЗ «КАБУС-НАМЕ» КЕЙКАВУСА С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙТОЧКИ ЗРЕНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3455 <p> </p> <p>Кабус-наме – это книга-назидание, написанная на персидском языке, состоящая из сорока четырех глав и пятидесяти шести рассказов. Она содержит множество фундаментальных и полезных инструкций и советов, которые могут быть применены в любой области. Целью данного исследования является изучение «Кабус-наме» с педагогической точки зрения, другими словами, анализ книги с точки зрения принципов обучения. В данном исследовании был использован описательный качественный контент-анализ. Книга была изучена путем определения принципов преподавания, таких как целенаправленное преподавание, преподавание посредством визуализации, сознательное преподавание, устойчивое преподавание и преподавание посредством интеграции теории и практики.</p> <p>На основании полученных результатов можно сказать, что «Кабус-наме» чрезвычайно важна для образования и преподавания, а учителя и воспитатели могут извлечь пользу из наставлений и советов Кейкавуса, поскольку она полна ценных принципов преподавания и обучения.</p> <p> </p> . Шауеновa М.А., Айтпаева A.K., Абилбакиева Г.Т., Саудабаева Г.С. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3455 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕНДОВ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3509 <p>В статье на основе исследования современных научных дискуссий и обобщения мирового опыта дается теоретическое описание понятия «неформальное образование». Обосновывается необходимость внедрения принципов неформального образования в традиционную систему образования: обеспечение свободной академической активности, расширение вариантов и траекторий обучения, обогащение и развитие личности, формирование устойчивой потребности постоянного пополнения знаний и формирования новых компетенций. Адаптивность специалиста к стремительно меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности позволит успешно реализовываться во всех сферах жизнедеятельности, что и является целью неформального образования. В статье показаны основные составляющие неформального образования, варианты его внедрения в систему высшего образования. Построена модель неформального образования, включающая такие элементы, как студент – университет – среда. Описаны запросы, формирующие необходимость неформального образования с точки зрения каждого участника модели. Показаны некоторые пути внедрения неформального образования на примере опыта НАО «Восточно-Казахстанский технический университет имени Д.Серикбаева». Научная и практическая значимость статьи заключается в объемном представлении научно-образовательного потенциала неформального образования, в презентации механизмов создания такой образовательной среды, которая способствует самоорганизации и саморазвитию личности. </p> . Кульгильдинова T.A., Сурова Д.С., Сарсембаева А.А. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3509 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТЫ ПО ВЫБОРУ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3511 <p>В последние годы растет беспокойство в обществе по поводу обесценивания национальных ценностей среди молодежи. Наряду с быстрыми изменениями во всем мире, в связи с усилением социальной безнравственности, вновь принимаются во внимание взгляды и национальная идентичность молодежи на национальную ценность. Поскольку формирование у студентов национальных ценностей и их восприятие как личности тесно связано с образованием в вузе, сегодня в качестве элективного курса внедряются дисциплины, связанные с национальными ценностями.</p> <p>В данной статье изучены основные аспекты и преимущества курса «обучение обучающихся национальной ценности через создание мобильной образовательной среды», включенного в программу начального образования в рамках проекта «обучение будущих педагогов начального образования национальной ценности через создание мобильной образовательной среды» на кафедре начального образования КазНПУ имени Абая, определена актуальность в цифровом ландшафте.</p> <p>Вместе с тем, эффективность элективного курса, включенного в программу начального образования, была определена по результатам анкетирования и промежуточного контроля студентов, и мы заметили, что использование мобильных технологий повысило интерес обучающихся к национальным ценностям, существенно повлияло на их учебную мотивацию, профессиональную компетентность. Особое внимание было уделено использованию мобильных устройств для улучшения содержания обучения, посвященного популяризации национальных ценностей в факультативе. Изучена эффективность курса, включенного в учебную программу, сделаны выводы. Мы полагаем, что результаты исследования будут способствовать повышению интереса к национальным ценностям среди молодежи через выбор данного элективного курса при разработке индивидуальной образовательной траектории обучающихся в будущем.</p> . Базарбекова Р.Ж., Нуржанова С.А., Оспанкулов Е.Е. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3511 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 РEAЛИЗAЦИЯ МEЖПРEДМEТНЫХ CВЯЗEЙ ФИЗИКИ, МAТEМAТИКИ И ИНФOРМAТИКИ В ПEДAГOГИЧECКOМ ВУЗE И ШКOЛE https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3113 <p>В cтaтьe рaccмaтривaютcя oбщиe прoблeмы иcпoльзoвaния инфoрмaциoнных тeхнoлoгий нa урoкaх физики и мaтeмaтики в пeдaгoгичecких вузaх и шкoлe. Этaпы рaзвития coврeмeннoй нaуки хaрaктeризуютcя взaимocвязью нaук. Пoэтoму aктуaльнoй прoблeмoй cтaнoвитcя вaжнocть мeждиcциплинaрных и внутрипрeдмeтных cвязeй в учeбнoм прoцecce. Oни cпocoбcтвуют cиcтeмaтизaции, углублeнию знaний учaщихcя и cтудeнтoв и фoрмирoвaнию нaвыкoв caмocтoятeльнoй пoзнaвaтeльнoй дeятeльнocти. Пoэтoму мeждиcциплинaрныe и внутрипрeдмeтныe cвязи являютcя вaжным уcлoвиeм и рeзультaтoм кoмплeкcнoгo пoдхoдa в oбучeнии и вocпитaнии шкoльникoв и cтудeнтoв. Aнaлизируютcя прeимущecтвa и нeдocтaтки нeкoтoрых oбрaзoвaтeльных прoгрaмм пo ecтecтвeннo-мaтeмaтичecким диcциплинaм нa ocнoвe инфoрмaциoнных тeхнoлoгий и цифрoвых oбрaзoвaтeльных рecурcoв, пoзвoляющих рeaлизoвaть кoмпeтeнтнocтный пoдхoд в oбрaзoвaнии c цeлью ввeдeния в мeтoдoлoгичecкиe ocнoвы мeждиcциплинaрных зaнятий, дивeрcификaции и интeгрaции cрeдcтв пeдaгoгичecкoгo вoздeйcтвия нa учaщeгocя и cтудeнтa. В этoй cтaтьe пoдчeркивaeтcя, чтo вaжнocть иcпoльзoвaния мeждиcциплинaрных cвязeй в прeпoдaвaнии физики oчeнь выcoкa. </p> <p>Тaкжe в cтaтьe рaccмaтривaeтcя oпрeдeлeниe мeжпрeдмeтных cвязeй в курce физики, мaтeмaтики, инфoрмaтики для глубoкoгo уcвoeния знaний, нaучнoгo пoдхoдa, eдинcтвa мaтeриaльнoгo мирa, взaимocвязи явлeний прирoды и oбщecтвa.</p> . Cугуржaнoвa Г.A., Мaмбeтaкунoв Э.М., Нуртaeвa Г.К. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3113 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3179 <p> В современном мире появление новых потребностей человека требует их переоценки, появления новых взглядов. Современное общество требует развития системы социально-педагогической и психологической поддержки школьников. Потому что частота случаев преступности среди детей и подростков, распространение «виртуальной» агрессии показывает, что система общечеловеческих ценностей молодого поколения отличается от ценностей предыдущего поколения (толерантность, культура общения, готовность помочь нуждающимся людям, умение сопереживать). Эти проблемы невозможно решить без профессиональной помощи квалифицированных специалистов, в том числе социальных педагогов. Здесь с учетом системы профессиональ-ного образования логика требований к будущим социальным педагогам формируется в соответствии с реальными потребностями общества. Будущий социальный педагог должен уметь ориентироваться в динамичном информационно-педагогическом пространстве и использовать инновационные технологии в социальном воспитании школьников. Профессиональная подготовка является важной составляющей профессионального становления будущих социальных педагогов. Трактовки понятия «профессиональная успешность» постоянно дополняются и изменяются в результате изменения условий личностно-профессионального развития специалиста. Процесс формирования профессиональной успешности направлен на раскрытие творческого потенциала личности, достижение общественного признания, самореализацию. Следовательно под успешностью можно понимать достижение человеком или группой людей высоких результатов, отличающих их от других в какой-либо сфере социальной деятельности. Проведен анализ научных работ отечественных и зарубежных ученых, в которых рассматривалась содержательная характеристика профессиональной успешности, а также представлены результаты опроса о том, как студенты и преподаватели понимают понятие «профессиональной успешности».</p> . Утегенова М.С., Шолпанкулова Г.К., Муталиева А.Ш. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3179 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ИНТЕГРАЦИЯ ПРАГМАТИЧЕСКОГО ПОДХОДА НАОКО ТАГУЧИ В КАЗАХСТАНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3229 <p>В этой статье были рассмотрены обширные исследования прагматической компетентности Наоко Тагучи и важный аспект эффективного общения в изучении языка. Цель и задачи исследования включают адаптацию выводов Тагучи для улучшения преподавания казахского языка, включая систематический обзор работы Тагучи, выявление культурных и лингвистических адаптаций к прагматическому обучению и предоставление стратегий повышения прагматической компетентности среди изучающих казахский язык.</p> <p>Основные результаты систематизировали хронологическую эволюцию исследований Тагучи. Обзор охватывает все, от исследований на ранних этапах 2000-х годов, касающихся прагматической компетенции, до последних разработок в области передовых технологий прагматического обучения. Основные идеи, заимствованные из работы Тагучи, включают важность контекстуализированной и интерактивной среды обучения и эффективность технологий, особенно цифровых игр, в обучении прагматическим аспектам языка.</p> <p>В статье предлагается внедрить эти идеи для обучения казахскому языку. Это предполагает использование цифровых инструментов для интерактивного и контекстно-ориентированного обучения и адаптацию методов обучения к уникальному культурному и языковому контексту Казахстана. Эти стратегии направлены на развитие всесторонней прагматической компетентности изучающих казахский язык, подготовку их к эффективному общению в различных контекстах.</p> . Жанысбекова Ш., Даулетбекова Ж. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3229 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3250 <p>В данной статье рассматривается результат исследования с участием обучающихся вузов по образова-тельным программам «Подготовка учителей физической культуры и спорта», «Туризм», «Педагогика и психология» и «Математика».</p> <p>В научной работе рассмотрены результаты, выявленные на основе принятия во внимание междисци-плинарных связей студентов вуза, обучающихся в Международном университете туризма и гостеприимства г. Туркестан и Международном казахско-турецком университете им.Ходжи Ахмеда Ясави.</p> <p>В статье излагаются статистические анализы, проведенные в связи с определением состояния здорового образа жизни и уровня удовлетворенности студентов вышеуказанных образовательных программ качеством их жизни.</p> <p>С целью определения здорового образа жизни и уровня удовлетворенности жизнью респондентов использовалась шкала «Качество жизни», разработанная Динером, Эммонсом, Ларсеном и Гриффином (1985). В научно-исследовательской работе приняли участие 195 респондентов (из них 106 мужского пола, 89 женского пола). В научно-исследовательской работе отражены выводы респондентов из шкал. Данные, полученные от респондентов, участвующих в исследовательской работе, были проанализированы в программе SPSS 20, введены в виде таблиц и проанализированы.</p> . Омаров Б., Куанышбаев Б., Исаев А. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки» https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3250 Wed, 26 Jun 2024 00:00:00 +0600