Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped <p>Журнал является научным изданием для публикации основных результатов исследований по педагогическим наукам и проблемам образования на всех уровнях системы образования РК и других стран.</p> <p>Учредителем и издателем журнала является НАО «Казахский национальный педагогический университет имени Абая».</p> <p>Журнал имеет международный стандартный сериальный номер периодических печатных изданий <strong>ISSN</strong> <strong>2959-5754</strong></p> <p>Научный журнал выпускается периодичностью - 4 номера в год.</p> <p><strong>Контакты</strong></p> <div class="page"> <p>г. Алматы., ул. Казыбек би 30<br />050010</p> <p><strong>Адрес почты:</strong> <a href="https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/management/settings/context/mailto:vestnikkaznpu@mail.ru">vestnikkaznpu@mail.ru</a></p> <p><strong>Ответственный </strong><strong>редактор</strong><strong>:</strong> Киясова Бахыт Айдархановна</p> <p><strong>Контактный номер:</strong> 291-19-81</p> </div> ru-RU vestnikkaznpu@mail.ru (Киясова Бакыт Айдархановна) vestnikkaznpu@mail.ru (Киясова Бакыт Айдархановна) Mon, 30 Dec 2024 14:34:13 +0600 OJS 3.2.1.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3835 <p>В статье автор рассматривает различные подходы к проектированию модели организации инклюзивного образования в организациях среднего образования. Анализ научно -педагогической, специальной литературы показал, что моделирование, являясь многоплановым методом исследования, выступает в качестве составной части теории познания. В исследованиях ученых осуществлена попытка философского анализа понятия модели и проблем моделирования. В статье отмечается, что м<strong>оделирование создает возможность более глубокого проникновения в сущность объекта исследования.</strong></p> <p><strong>Автор на основе проведенного а</strong>нализа диссертационных работ зарубежных и казахстанских ученых по проектированию модели организации инклюзивного образования (2003-2023гг.) определяет, что существуют различные подходы к проектированию модели инклюзивного образования и авторы определяют следующие виды моделей: инновационная модель, региональная модель, интегративная модель, синергетическая модель, структурно-содержательная модель и др.</p> <p>В статье дается характеристика ключевых моментов модели организации инклюзивного образования, обновленной модели специальной (коррекционной) школы и др.</p> . Шадырова А.Б. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3835 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3791 <p>В условиях применения технологических достижений дуального образования в учебно-воспитательных работах и на практике средних общеобразовательных школ Казахстана в процессе обработки органических отходов (биогумус, вермикомпост) как средство трудового воспитания в развитии экологического сознания современных школьников, является одним из ключевых вопросов данного материала. </p> <p>Активное внедрение и усиление инновационных технологии в области искусственного интеллекта (Artificial intelligence), зеленых технологии (Green technology), генерация цифровых трансформации (Digital transformation) на стыке экологических знании по изменению климата под эгидой ООН (UNESCO Climate Change Education) и другие глобальные перемены стали основой для интерпретации данного материала, где были рассмотрены причины вышеупомятых влияний на сознание подрастающего поколения в условиях Нового Казахстана.</p> <p>Сохраняя и продолжая традиций педагогического содружества в контексте «школа-вуз» на основе рекомендации ведущих ученых в работе с ученическими коллективами образовательных учреждении детально раскрываются некоторые педагогические проблемы трудового воспитания в процессе организации обработки органических отходов с целью развития экологического сознания на примере общественного полезного труда среди детского и молодежного социума.</p> . Курсабаев М.К., Сайдахметов Б.С., Cержанұлы Б. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3791 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3888 <p>В статье дается диагностика развития когнитивных навыков в обучении английскому языку учащихся 10-11 классов. Сначала предлагается теоретический анализ когнитивных навыков с философской, психологической и педагогической точек зрения. Когнитивность в философии дается, что когнитивный навык – это нагрузка на разум, измеряемая иррациональными идеями с усиленной потребностью. И, согласно психологическому анализу, наивысший уровень когнитивности характеризуется творческой работой абстракций и сознательным изучением собственной природы. Отмечается, что педагогические атрибуты когнитивизма составляют интеллектуальное развитие учащихся, знания об окружающем мире, активность, стремление к знаниям. В эмпирическом разделе была организована диагностика развития когнитивных навыков учащихся 10-11 классов в обучении английскому языку в 2023-2024 учебном году с целью изучения начального уровня когнитивных способностей учащихся 10-11 классов, в диагностической работе приняли участие и прошли практику 114 учащихся. В статье указываются цель, задачи диагностических работ. Для определения уровня когнитивных навыков учащихся 10-11 классов был проведен «Тест интересов и потребностей» Рудольфа Амтхауэра. Организация теста по результатам диагностических работ результаты респондентов были обработаны специальным ключом, а результаты теста, полученные в результате экспериментально-психологического исследования, были помещены в статистическую обработку. Поскольку тест состоит из 6 глав, общее количество баллов было выставлено в 6 столбцах.</p> . Мейрбеков А., Нышанова С., Бураева Ж., Нурахметова З. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3888 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ПСИХОЛОГО-ПEДAГОГИЧEСКИE ОСОБEННОСТИ ПРОФEССИОНAЛЬНОГО СAМООПРEДEЛEНИЯ СТAРШEКЛAССНИКОВ В ОРГAНИЗAЦИЯХ СРEДНEГО ОБРAЗОВAНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3926 <p> В стaтьe рaссмaтривaeтся aктуaльность психолого-пeдaгогичeского обосновaния исслeдовaния профeссио-нaльного сaмоопрeдeлeния стaршeклaссников. Нa фонe быстро рaзвивaющeгося постиндустриaльного общeствa проблeмы формировaния личности нa основe индивидуaльных возможностeй и потрeбностeй обучaющeгося т выявлeния трaeктории профeссионaльного сaмоопрeдeлeния отрaжaются в нeпрeрывном пeдaгогичeском процeссe. Для повышeния эффeктивности этого процeссa, особeнно учaщeмуся, жeлaющeму вступить во взрослую жизнь, нeобходимa психолого-пeдaгогичeскaя поддeржкa нe только в выборe профeссии, но и в поискe рeсурсов для рaзрaботки и рeaлизaции своeго обрaзовaтeльного и профeссионaльного сцeнaрия, спо-собствующих в процeссe обучeнии сaмостоятeльному использовaнию этих рeсурсов. В связи с этим одной из глaвных зaдaч срeднeй школы являeтся окaзaниe психолого-пeдaгогичeской поддeржки обучaющимся в профeссионaльном сaмоопрeдeлeнии и опрeдeлeния устaновок в поэтaпном принятии рeшeний о продолжeнии и дaльнeйшeй профeссионaлизaции обрaзовaния.</p> <p>Цeль исслeдовaния: психолого-пeдaгогичeскоe обосновaниe изучeния уровня профeссионaльного сaмо-опрeдeлeния стaршeклaссников. </p> <p>В ходe ислeдовaния aвторaми примeнялись мeтоды тeорeтичeского aнaлизa и эмпиричeской обрaботки психолого-пeдaгогичeских дaнных, диaгностики, проводился нaучный aнaлиз понятий «профeссия», «профориeнтaция», «профeссионaльноe сaмоопрeдeлeниe» и др. Провeдeнный нaучно-тeорeтичeский aнaлиз позволил обосновaть подходы к диaгностикe психолого-пeдaгогичeских особeнностeй уровня профeс-сионaльного сaмоопрeдeлeния обучaющихся. В стaтьe дaётся обосновaниe диaгностики профeссионaльного сaмоопрeдeлeния стaршeклaссников в оргaнизaциях срeднeго обрaзовaния при выборe профeссии «Пeдaгог» с психолого-пeдaгогичeской точки зрeния.</p> . Косшыгуловa A.С., Жaмпeисовa К.К1., Кыдырова С.Р. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3926 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3389 <p>Историческое образование играет ключевую роль в образовательном и воспитательном процессе, способ-ствуя формированию гражданских и патриотических качеств личности, обогащению ее общекультурного развития и успешной социализации.</p> <p>С учетом стремления к становлению демократического гражданского общества в стране возникает актуальная задача формирования независимо мыслящих личностей в школьной системе. Один из ключевых методов решения этой проблемы заключается в развитии исторического мышления учащихся, включая анализ фактов прошлого в контексте обучения, основанного на исследовании и концептуального обучения.</p> <p>Целью исследования является комплексное изучение научно-педагогических и современных дидактических подходов, способствующих эффективному развитию исторических знаний учащихся 6-10 классов. Основной метод исследования включает комплексный диагностический инструментарий для оценки уровня развития исторических знаний и навыков учащихся, включая опрос учеников 6-10 классов и профессиональных компетенций учителей.</p> <p>Результаты исследования включают в себя обобщение вклада европейских, российских и казахстанских исследователей в разрешение проблем эффективного развития исторических знаний учащихся 6-10 классов, выявление значимости личностного компонента профессиональной готовности к формированию исторических знаний через концептуальное обучение.</p> . Шегенова З., Сламбекова T. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3389 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА: ДИАГНОСТИКА, ОСОБЕННОСТИ, РЕКОМЕНДАЦИИ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3426 <p>Статья посвящена актуальной проблеме межличностных взаимоотношений в детском коллективе – школьному буллингу. Согласно статистическим данным, в мире каждый третий ребенок сталкивается с буллингом. Самое негативное, что последствия буллинга не проходят бесследно ни для кого, душевные шрамы, унижения преследуют человека всю жизнь. Оказаться жертвой буллинга может любой ребенок. В статье представлен аналитический обзор исследований различных аспектов буллинга в школьной среде, особое внимание уделено психолого-педагогическим характеристикам участников буллинга и особенностям их поведения в ситуации травли. Новизна статьи заключается в том, что авторами была предпринята попытка выявить особенности личности и характер ее поведения в процессе взаимоотношений в группе, а также социальные установки, которыми руководствуются подростки в жизни. Цель исследования: определить особенности буллинга среди школьников подросткового возраста. В статье представлены результаты экспериментальной работы, связанные с изучением особенностей поведения подростков в ситуации буллинга и выбора путей выхода из стрессовых ситуаций. Нами были использованы различные методы исследования: теоретический анализ, сравнительный анализ, обобщение, конкретизация, тестирование. Для тестирования были использованы две методики: первая - методика «Склонность к виктимному поведению», вторая – опросник С.Хобфолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций<strong> </strong>(SACS)». Данные показали средние результаты. Также авторами дается новое определение понятию буллинг и рекомендации по решению проблемы буллинга. Результаты исследования могут использоваться учителями, воспитателями на практике.</p> . Жубакова С.С., Шалгынбаева К.К., Албытова Н.П., Шолпанкулова Г.К. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3426 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ЛИЧНОСТИ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3729 <p>В данной статье анализируется этнопедагогический потенциал народных традиций Казахстана, который выступает как ресурс возможностей и средств педагога в воспитании и обучении подрастающего поколения, передаче им общечеловеческих ценностей. Автор выделяет народные традиции семейного воспитания в познании генеалогии своего рода как уникального механизма этнокультурной целостности нации и народные традиции гостеприимства в проявлении доверия, открытости, безопасности, чувства уважения к личности в полиязычной среде, развитии п<strong>отребности в межкультурной коммуникации </strong>и<strong> расширении собственного кругозор</strong>а. Исследование подчеркивает важность использования этнопедагогического потенциала в форми-ровании полиязычной личности и его роль в сохранении культурной идентичности в условиях глобализации. Особое внимание уделяется методам интеграции народных традиций в современный образовательный процесс, что способствует формированию полиязычной компетентности студентов. В статье представлены результаты исследования, проведенного на базе Западно-Казахстанского университета имени Махамбета Утемисова.</p> . Абугалиева Г.С. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3729 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ИНТЕГРАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ДИЗАЙНА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3742 <p>Дизайн и художественно-педагогическое образование играют решающую роль в формировании культурного и творческого потенциала общества. В этой научной статье мы исследуем область интеграции специальных дисциплин в сфере дизайна в художественно-педагогическое образование Казахстана. Наше исследование сосредоточено на теоретических и методологических аспектах этой интеграции и определяет практические перспективы ее реализации.</p> <p>Стоящая перед нами задача заключается в необходимости разработки эффективных стратегий интеграции специализированных дисциплин в сферы дизайна в художественно-педагогическое образование, чтобы будущие специалисты по изобразительному искусству получали всесторонние знания и были готовы к творческим вызовам современного мира. Эта проблема становится особенно актуальной в контексте глобальных изменений в технологиях и потребностях общества.</p> <p>Целью нашей работы является анализ теоретических и методологических аспектов интеграции специальных дисциплин сферы дизайна в художественно-педагогическое образование Казахстана и определение практических путей реализации интеграции. Мы стремимся выявить ключевые аспекты успешной интеграции и предоставить рекомендации преподавателям и образовательным учреждениям.</p> <p>Результаты нашей работы позволяют нам по-новому взглянуть на проблему интеграции специальных дисциплин сферы дизайна в художественно-педагогическое образование Казахстана. Мы предлагаем концеп-туальную основу, которая может быть использована для разработки курсов и программ, способствующих более глубокому пониманию роли дизайна в современной культуре и искусстве. Наша работа дополняет существую-щие исследования в этой области и предлагает новые предложения по улучшению качества художественного образования в Казахстане.</p> . Ожарова Г.М., Ақбаева Ш.А., Шагатаева З.Е., Султангубиев А.Н. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3742 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3381 <p>В настоящее время на фоне быстрого развития информационных и технологических процессов, нрав-ственное воспитание студентов вузов становится особенно актуальной темой для обсуждения. Многочисленные работы анализируют различные аспекты этой проблематики, включая концепции эмоционального интеллекта, методы его измерения, влияние на академическую успеваемость и социальную адаптацию студентов, а также его связь с моральным и этическим развитием. В современном образовательном процессе все больше признается, что развитие эмоционального интеллекта студентов не только способствует их личностному росту, но также имеет значимое влияние на формирование их моральных ценностей и этических норм. В работе рассматриваются основные концепции эмоционального интеллекта и его связь с моральным развитием. Анализируются методы и приемы, которые могут быть использованы педагогами для развития эмоционального интеллекта студентов в контексте нравственного воспитания. Цель данной статьи заключается в исследовании теоретической значимости эмоционального интеллекта для нравственного воспитания студентов вузов. Для достижения этой цели был проведен обзор литературы по теме, было совершено анкетирование и анализ результатов исследования. Полученные данные помогут понять влияние эмоционального интеллекта на нравственное воспитание студентов и их способность к этическому поведению. Результаты исследования подчеркивают важность внедрения программ, направленных на развитие эмоционального интеллекта, в учебный процесс вузов с целью формирования нравственно-этических качеств у будущих специалистов.</p> . Нурмухамедкызы Ж., Токсанбаева Н.К., Желдибаева Р.С. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3381 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ В МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭСТРАДНОГО МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3226 <p>В статье рассматривается проблема аксиологического познания в методологии исследования процесса эстрадного исполнительства, где в решении поставленных задач выступает ценностное отношение к познанию и преобразованию музыкальной действительности. Несмотря на определенные успехи исполнителей музыкальной эстрады в мировой практике, подготовка их к исследовательской деятельности в музыкальном образовании не приобрела должного решения, требуя создания значимой базы личностного ценностного отношения к методологическим аспектам научного и художественного познания.</p> <p>В реализации методологических основ исследования выступает аксиологический анализ - основной «инструмент» аксиологии музыкального образования, определяясь методологической направленностью в изучении ценностного взаимодействия исполнителя музыкальной эстрады со слушательской аудиторией. Ценностно-смысловые связи, образующиеся между ними, предполагают диалогической характер их общения, когда обе стороны постоянно находятся в состоянии диалога, отражая в себе свой личностный опыт.</p> <p>Аксиологические установки позволяют музыканту глубже проникать и осмысливать методологические основы сущностного содержания эстрадной музыки, и благодаря им выстраивать логику самого исследовательского процесса.</p> . Досанова К.К., Досанова А.А. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3226 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 СЕРЕБРЯНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3333 <p>В статье рассматриваются тенденции и перспективы развития серебряных университетов в контексте образования в течение жизни. Цель исследования - обзор мирового опыта интеграции людей старшего возраста в новые условия, в котором авторы приводят интересные примеры привлечения пенсионеров в сферу услуг, творческие профессии, в образование и др. Обучение медиа и финансовой грамотности, изучение языков и развитие компьютерных навыков позволяют пенсионерам избежать одиночества, расширять коммуникации и участвовать в общественной жизни. Разнообразные программы дополнительного образования способствуют дальнейшей самореализации и повышению качества жизни и в целом влияют на их психологическое благополучие. Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую авторами гипотезу о необходимости расширения форм и содержания обучения в связи с готовностью пожилых людей продолжать активную жизнь и желанием совершенствоваться. Наряду с этим выявлена неуверенность в качестве образовательных программ и возможности дальнейшего трудоустройства, в т.ч. у респондентов в возрасте 20-30 лет, а также обоснована необходимость дальнейшего изучения потенциала «поколения 45+» в современных условиях.</p> . Исалиева С.Т., Каймулдинова К.Д. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3333 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ВЛИЯНИЯ АТТЕСТАЦИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ: АПРОБАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3423 <p>В статье рассматривается проблема влияния аттестации на профессиональное развитие педагогов, в частности вопрос - каково может быть теоретически обоснованное содержание методики, направленной на оценку влияния. Исследование основывается на предпосылке, что качество процедур аттестации, определяемое их валидностью и надежностью, напрямую влияет на профессиональное развитие педагогов. Для определения теоретической рамки и решения исследовательского вопроса использовались сравнительный анализ подходов к валидации процессов оценивания, обзор материалов аттестации, моделирование методики на основе приме-нения системы аргументации S.Toulmin. Теоретически обоснованное содержание методики построено на подходе M.Kane и принципах конструктной валидности, где валидность определяется через анализ последо-вательных интерпретационных аргументов (утверждений), адаптированных к аттестации. Это позволяет не только оценить логичность и последовательность предложенных утверждений, но и проверить их обоснован-ность и соответствие заявленным целям аттестации. Следовательно, методика дает возможность для реализации более справедливых и эффективных процедур оценивания, способствующих профессиональному развитию педагогов. В статье также предлагаются рекомендации к методике для повышения потенциала ее применения.</p> . Шилибекова А.С., Вильданова С.А., Мусарова В.А., Есингельдинов Б.Т., Шора Н.Т. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3423 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ: ОБЗОР ФАКТОРОВ И ПОДХОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3592 <p>На фоне постоянно растущей роли образования в формировании экономических структурных изменений, особенно инженерного образования, данное исследование направлено на изучение влияния высшего образования на экономический рост. Метод анализа включает обзор научных публикаций последних лет, фокусируясь на влиянии образования на экономический рост и моделировании связи между образованием и структурными изменениями в экономике. В анализе рассматриваются факторы, учитываемые в контексте исследования корреляционных связей между образованием, наукой и структурными сдвигами в экономике. В работе также обсуждаются различные методы моделирования взаимосвязи между образованием и экономическим ростом, включая перспективные подходы на основе методов машинного обучения. В результате представленного комплексного обзора текущего состояния исследований в данной области, выявлены направления для будущих исследований</p> . Тлебалдинова А.С., Смаилова С.С., Кумаргажанова С.К. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3592 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИК В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3737 <p>Данная статья посвящена изучению эффективности методов, используемых в развитии интеллектуальных навыков дошкольников. Новые современные технологии, глобализация, демографические условия привели к новым изменениям в обществе. Знаний, которых было достаточно для предыдущих поколений, в настоящее время недостаточно для успеха. Критическое мышление, общение с другими людьми, умение решать различные проблемы, интеллектуальные навыки были признаны работодателями и исследователями сферы образования наиболее важными способностями для 21 века. Современная система образования изменила цели людей и ввела в образовательные программы максимально широкий перечень навыков.</p> <p>В статье подчеркивается специфика методик, применяемых к дошкольникам, раскрывая важность развития интеллектуальных навыков. Стратегией, которая надолго и эффективно формирует конкурентоспособность людей среди всех стран, является образование. Он направлен на создание условий для развития базовых навыков в XXI веке. Несмотря на различную конфигурацию этих навыков в определенной области, изменения, происходящие в науке, технологиях и других областях, набор ключевых компетенций, необходимых человечеству для достижения успеха, остается стабильным. В этой связи, очевидно, что особое внимание к любым образовательным навыкам-это то, что дополняет ряд задач на сегодняшний день.</p> <p>В статье рассматриваются особенности экспериментально-эмпирического исследования и организации формирования интеллектуальных навыков детей старшей группы дошкольного возраста, анализируются результаты экспериментального исследования с количественной и качественной точки зрения. В воспитании и обучении дошкольников в центре внимания проблема воспитания конкурентоспособного поколения через развитие физических, коммуникативных, познавательных, интеллектуальных, творческих навыков, исследова-тельских способностей ребенка.</p> . Изат М.М., Колумбаева Ш.Ж., Солиев И.С. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3737 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАЗВИТИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3887 <p>В даннойстатьепредлагаетсятеоретическийанализимоделированиеиспользованияформирующегооценивания в развитииметапредметныхрезультатовмладшихшкольников.Данысоставляющиевнутреннегосодержанияпонятия«метапредмет».Характеризуетсяметапредметнымрезультатом,мировыми постиссле-дованиями поформирующейоценкеимеждународнойсистемой формирующей оценки.Использованиеформирующегооценивания в развитииметапредметныхрезультатовмладшихшкольниковтрактуетсякакпедагогическаяпроблема. Отмечается, что методологическуюосновусоставляютсистемный,метапредметныйикомпетентностныйподходы. В моделированиипримененияформирующегооценивания в развитииметапредметныхрезультатовмладшихшкольникованализируютсяконцептуальные,процессуальные,предметно-содержательныеиоценочно-результативныеблоки,соответствующиеимкомпоненты,критерииипоказатели.Показанамодельреализациистратегийформирующейоценки. На основе анализадаетсяходалгоритмовпримененияформирующегооценивания в развитииметапредметныхрезультатовмладшихшкольников.</p> <p>В эмпирическом разделе проводится диагностика посредством регулятивных, учебно-познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. для определения уровня понимания использования формирующего оценивания в развитии метапредметного результата через универсальные учебные действия был проведен опрос учителей и учащихся. Было дано содержание проведения сауланамы, результаты которого были визуально обработаны количественно и качественно с помощью таблиц и диаграмм.</p> . Турысбаева А.Ж., Туралбаева А.Т. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3887 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3937 <p>В данной статье представлены теоретические аспекты формирования речевой культуры младших школь-ников через учебный диалоги содержание диагностических работ по определению начального уровня форми-рования речевой культуры младших школьников. Анализируется содержание понятий «диалог», «учебный диалог», «культураречи» с философской, психологической и педагогической точек зрения. Философское значение выражает общение говорящих людей, порядок понимания и внутреннюю культуру, а психологическое значение выражается в особенностях планирования, терпения, устойчивого эмоционального поведения, мыслительных способностей, внимания, чувств, воображения, педагогически учащийся проверяет, правильно ли он дал оценку тому или иному явлению, правильно ли он рассуждает, в статье подробно анализируется, оценивает ли он свои возможности, замечает ли он в правильно построенном диалоге (образгероя, ситуацию, время).</p> <p>В эмпирическом разделе проанализировано содержание диагностических работ по изучению речевой культуры младших школьников и выявлению их затруднений, а также экспериментальному определению уровня сформированности речевой культуры учащихся 3 класса в начальных классах. В соответствии с целями и задачами диагностической работы в опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 122 учащихся 3 класса начальной школы в экспериментальной (62 учащихся) иконтрольной (60 учащихся) группах, показатели которых были представлены в виде таблицы и гистограммы. Проведен статистический анализ.</p> . Сарсекулова Д.М., Баймуханбетов Б., Махметова Б.Т., Кожамкулова Н.С. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3937 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3027 <p>В статье рассматриваются основные авторские положения проектной педагогической деятельности учителей общеобразовательных учреждении в системе дополнительного образования. Подчеркивается значимость результатов исследований по формированию проектной компетентности учителя как составляющего профессиональной компетентности педагога.</p> <p>В последние годы, содержание деятельности государственных институтов развития образования, как основного субъекта дополнительного педагогического образования, связано с переподготовкой учителей на другие предметные области. Они вызваны оптимизацией школ, дефицитом педагогических кадров по целому ряду специальностей, внедрением предметных концепции уровневой аттестацией и новых организационных условий их проведения, внедрением профессиональных стандартов педагогической деятельности.</p> <p>Рассмотрение существующих в философии, психологии и науках об образовании подходов к выявлению сущности проектной компетентности учителя позволяет нам выделить систему важных характеристик проектной компетентности учителя, которая может стать методологическим основанием для изучения его сущности, структуры, свойств и функций, существующих в основе и контексте исследовательской деятельности в школе<em>. </em></p> . Раева М.С., Асадуллин Р.М. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3027 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КИБЕРКУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3366 <p>Проблема развития киберкультуры детей старшего дошкольного возраста за последнее десятилетие возрождается, становится одной из актуальных проблем. Современное общество - общество развития и диверсификации информационных технологий.</p> <p>В данной статье авторами проведен анализ состояния проблемы обеспечения информационной безопасности современных дошкольников в семье. Стоит отметить, что навыки детей XXI века, связанные с использованием цифровых средств массовой информации и коммуникаций, активно изучаются и обсуждаются мировыми научными, общественными и родительскими сообществами. Дошкольники подвергаются воздействию различ-ных информационных потоков, которые варьируются от полезных и необходимых до откровенно агрессивных, манипулятивных. Это связано с тем, что дошкольник не может выбрать поток информации как полезный, бесполезный. Поэтому роль, которую играют взрослые, воспитатели и родители в развитии киберкультуры дошкольников, огромна.</p> <p>В статье также подробно рассматриваются педагогические аспекты развития киберкультуры детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, в статье авторы опирались на несколько современных научно-педагоги-ческих подходов в определении педагогической сущности развития киберкультуры и смогли рационально обосновать пути развития с помощью программы «Киберпростанство».</p> <p>Также в статье проанализирована научная литература, решены методические проблемы развития киберкуль-туры у детей старшего дошкольного возраста.</p> . Асанханова Ж.Ж., Булшекбаева А.И., Онланбекқызы Г. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3366 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ: ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2969 <p>Происходящие социально-экономические изменения в обществе и науке актуализируют современную образовательную политику в области формирования личности учащихся, способных к саморазвитию и самореализации. В этих условиях начальная школа обеспечивает целостную систему знаний, навыков и опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. В статье рассматривается проблема формирования самооценки младших школьников.</p> <p>Целью этого исследования было изучение взаимосвязи между самооценкой и успеваемостью среди детей младшего школьного возраста. Методология и методы исследования. В основе исследования лежат системный, личностный, ценностно-методологический и деятельностный подходы. Статья включает изучение типов самооценки младших школьников и уровня стремления. В исследовании приняли участие 107 школьников. На констатирующем этапе проводилась диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников. На обучающем этапе был реализован ряд педагогических условий для улучшения когнитивного, оценочного и поведенческого компонентов. Результаты Авторы определяют следующие понятия: самооценка, виды само-оценки, самооценка младших школьников, уровень стремления, критерии оценки. Представлена программа диагностики уровня сформированности самооценки младших школьников. Определены показатели (когни-тивные, оценочные, поведенческие) и уровни сформированности самооценки младших школьников (низкий, адекватный, завышенный). В статье представлены результаты экспериментальной работы по реализации педагогических условий (включение младших школьников в процесс самопознания; постепенное вовлечение в рефлексивную деятельность; их участие в формировании критериальной оценки) для повышения уровня само-оценки младших школьников. Научная новизна. Впервые представлены педагогические условия, способ-ствующие повышению самооценки младших школьников.</p> . Амирова А.С., Измагамбетова Р.К., Жарикбаева Д.Р. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2969 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3745 <p>В статье рассмотрены педагогические условия формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов и проведен анализ исследовательской работы исследователей в данном направлении. Проанализированы определения содержания «педагогических условий» и выяснены его основные компоненты. В данной исследовательской работе обсуждаются комплексные методы определения педагогических условий. Подчеркивается важность работы вузов по формированию инклюзивной компетентности будущих педагогов. Приведены описания внутренних и внешних педагогических условий профессиональной подготовки специалистов, а также определено их содержание. На основе исследовании ученых-исследователей рассмотрены организационно-педагогические, содержательные и процессуальные типы педагогических условий. Создание комплекса педагогических условий и эффективная реализация этих условий в формировании инклюзивной компетентности будущих педагогов являются основными факторами достижения высоких результатов в инклюзивном образовании. При разработке комплекса педагогических условий важно учитывать требования современного общества и социальные запросы. Необходимость подготовки педагогов, способных к инклюзивному образованию и обладающих инклюзивной компетенцией, требует изменений в учебных программах вузов, а также внедрения обновленных методик в содержание образования.Формирование инклюзивной компетентности у будущих педагогов возможно только при условии эффективной реализации педагогических условий в данной области.</p> . Шуакбаева Ж.Р, Оспанова Б.К, Орынгалиева Ш.О. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3745 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В УНИВЕРСИТЕТЕ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3770 <p>В статье разработана и экспериментально обоснована методика совершенствования студенческого спорта в университетах Западного Казахстана. В ней выделены направляющая, продуктивная, указательная, итоговая составляющие. Первым направлением являются поправки в факторы занятий спортом. Второе направление связано с модернизацией в построении и сущности состояния студенческого спорта. Третье направление посвящено модернизации степени физической готовности и физической дееспособности студентов. Четвертое направление посвящено сотрудничеству университета с ДЮСШ. Разработан элективный курс «Методические пути совершенствования студенческого спорта» в объеме 72 часов. Средством реализации поправок в факторы занятий спортом явилось внедрение спортивно-ориентированного физического воспитания. Инструментом модернизации в построении и сущности состояния студенческого спорта явились «поиск источников финансирования»; «взаимосвязь со спортивными школами, профессиональными спортивными клубами». Среди инструментов модернизации степени физической готовности и физической работоспособности студентов мы выделили следующее. Бег на 1000, 800 м; Бег на 100 м, 60 м; Подтягивание на перекладине; Отжимание в упоре; Поднимание туловища; Прыжок в длину с места; Интенсивность работы; ЧСС во время выполнения работы; PWС170. После эксперимента произошли позитивные сдвиги в показателях физической подготовленности (в беге на 800 м, беге на 60 м; прыжке в длину с места; поднимании туловища из положения лежа) и физической работоспособности студенток (по интенсивности первой работы; второй работы; показателю «ЧСС за 30 сек в конце первой, второй работы», «PWC170»).</p> . Дошыбеков А.Б., Турдалиев Р.М., Ботагариев Т.А., Кайргожин Д.О. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3770 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 РAЗВИТИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ НAВЫКОВ БУДУЩИХ ПЕДAГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГAНИЗАЦИЙ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3792 <p><em> </em>В стaтье рaссматривается вопрос о возрaстaющей роли здрaвоохранения и рaзвития личности как приоритетного нaправления в системе обрaзования, что требует специaльную систему обучения будущих педaгогов основам образовательной эргoномики.</p> <p>Сегoдня системa обрaзования требует от педaгогов, влaдение эргономическими знaниями, необходимыми в создaнии эргономичной образовaтельной среды, учитывающей мировые тенденции обеспечения комфортной и безопaсной среды обучeния.</p> <p>Эргономикa – междисциплинaрная облaсть, изучающая взaимодействие человека с окружaющей средой с целью оптимизации и достижения комфорта, безопaсности, эффективности. Другими словами, эргономикa – это наука о том, как сделать жизнь и работу более комфортными и продуктивными.</p> <p>Кaк отмечается, aктуальным остается вопрос создания специально организованной, aдаптированной эргономичной среды в современной дошкольной организации. Дaнную проблему возможно решить путем формирования эргономических нaвыков будущих педaгогов дошкольного образования. В статье раскрывается сущность понятий «эргономика», «педагогическая эргономика» и «эргономические навыки», дается обзор процесса их формирования и развития. Степень сформированности эргономических навыков будущих педагогов дошкольных организаций определялась методом анкетирования.</p> . Абдримова Ф.А., Кыякбаева У.К. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3792 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3804 <p>В статье представлены результаты эмпирического исследования формирование критического мышления студентов при вузовском гибридном и смешанном обучении. В настоящее время гибридное и иногда смешанное обучение в вузе стало необходимым и продуманным интеграционным обучением. Целью научного исследования являлось практическая имплементация экспериментального гибридного обучения, в условиях которых развитие критического мышления получает новый импульс. Методический инструментарий: уровень форсированности критического мышления измерялся Калифорнийским тестом для обнаружения навыков критического мышления (CCTST); Применен специально разработанный элективный курс и тренинг для студентов, магистрантов и докторантов, <strong>внедряемый </strong>в образовательную систему Казахского национального педагогического университета им. Абая и Киевского национального университета им. Т.Шевченко. Полученные результаты исследования описывают специфику формирование критического мышления в условиях гибридного обучения. Статистический анализ данных показал положительную динамику и существенный прирост в показателях экспериментальной группы. Практическая апробация и экспериментальная обоснованность эффективности разработанного курса и тренинга дает перспективы для дальнейших исследований данного феномена и практического внедрения инновационных технологий, направленных на развитие критического мышления студентов при гибридной модели обучения.</p> <p> </p> . Кикбанова А., Крупельницкая Л.Ф. , Абилдаева Г.С. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3804 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦАЛИСТОВ КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗЕ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3810 <p>Автор статьи рассматривает практику как значительный потенциал в формировании творческой компетенции будущего специалиста культурно-досуговой работы на базе факультета культуры и искусства Западно - Казахстанского университета имени М.Утемисова. Особое внимание уделяется анализу баз практики и специфики прохождения практики специалистов культурно-досуговой работы с учетом требований современного рынка индустрии досуга. Анализируются литература и ключевые понятия «компетентность», «творческая компетенция», специалист культурно-досуговой работы. Степень взаимопроникновения культур и интереса к культурным ценностям отражается в увеличении частоты опыта международных проектов и выставок, смешении оригинальных жанров, реализации уникальных театральных проектов, что требует подготовки будущих специалистов в области культуры с особыми личностными характеристиками мобильных, инициативных, способных к творчеству в различных сферах деятельности, обладающих способностью принимать самостоятельные решения, готовых самостоятельно овладевать знаниями в области профессиональной деятельности. Для того чтобы добиться высоких результатов в решении этого вопроса, необходимо создать особые условия для развития творческой активности студентов.</p> . Жумагалиева Г.Е., Абуов А.Е., Криварадева Божидара., Абуова Р.С. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3810 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ПРИОБЩЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ PROCREATE https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3660 <p>В современную оцифрованную эпоху иллюстраторы и дизайнеры проектируют графические иллюстрации на основе профессиональных дизайнерских программ. Это потому, что компьютер и интернет изменили не только социальные отношения, но и производственный процесс. Министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек в своей публичной лекции «Навыки и компетенции в условиях цифровой трансформации» рассказал о преимуществах цифровизации вузов. Это означает, что развитие сферы образования, поворот ее динамики к новым изменениям, отражает новую веху в развитии страны в целом. Как известно, главной проблемой сегодняшнего дня является внедрение инновационного мышления и инновационной деятельности, основой которой являются знания, новые цифровые технологии, новые возможности мышления человеческого сознания. Поэтому в цифровом искусстве всегда что-то обновляется, и с каждым днем появляются новые технологии. Конечно, это открывает новые возможности в повышении цифровой компетентности будущих педагогов изобразительного искусства. Оттачивает свое творчество с помощью различных профессиональных дизайнерских программ, позволяет готовить дидактические материалы, необходимые для процесса обучения, используя современные технологии. Для того чтобы стать востребованным специалистом в будущем, в процессе подготовки будущих педагогов изобразительного искусства в вузах имеет значение цифровизация, обучение и применение различных современных технологий. Интерес будущих педагогов изобразительного искусства к графическому редактору «Procreate» вызывает актуальность статьи, поскольку она находится на высшем уровне.</p> . Стамбекова Ж., Ералиева А., Максотова Т. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3660 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3836 <p>В настоящей работе исследуются лингводидактические компетенции и навыки учителей иностранных языков начальной школы в Казахстане, с особым акцентом на их способности эффективно использовать учебные материалы и современные образовательные технологии. Поскольку спрос на владение иностранным языком продолжает расти, роль учителей в содействии раннему развитию языка становится все более важной. В этом контексте лингводидактические компетенции учителей иностранных языков и их способность использовать материалы и современные технологии обучения были определены в качестве цели этого исследования. Исследование проводилось с использованием методов причинно-следственного и корреля-ционного опроса из количественных методов исследования. Для сбора данных использовались шкалы «Лингводидактическая педагогическая компетентность учителей» и «Навыки учителей в использовании материалов и современных технологий обучения». Результаты показывают различные уровни компетентности как в лингводидактике, так и в использовании современных технологий обучения. В то время как некоторые учителя демонстрируют продвинутые навыки, другие испытывают трудности с эффективной интеграцией цифровых ресурсов. Согласно результатам исследования, лингводидактические компетенции преподавателей и их навыки использования материалов и современных технологий обучения были признаны на среднем уровне. Согласно другому результату исследования, лингводидактические компетенции преподавателей и их навыки использования материалов и современных технологий обучения демонстрируют различия в зависимости от гендерной переменной. Кроме того, лингводидактические компетенции преподавателей показали различия в зависимости от профессионального стажа. По мере увеличения профессионального стажа преподавателей их лингводидактические компетенции обучения повышаются. Наконец, способность преподавателей использовать материалы и современные технологии обучения существенно влияет на эффективность их лингводидак-тического обучения.</p> . Нургалиева C., Акимбекова Ш.А., Утепбергенова З.Д., Мырзахметова А.Т. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3836 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3928 <p>Профессиональная подготовка будущих преподавателей в вузах страны базируется на акмеологической системе обучения через средства самообразования, саморегуляции, самоуправления. В этой связи высшие учебные заведения ставят перед собой задачу подготовки будущих специалистов, получивших качественное образование, умеющих творчески мыслить, ориентированных на достижение высот в профессиональной деятельности. В настоящее время в теоретических акмеологических исследованиях развитие личностного и профессионального развития, укрепление личностного потенциала, самовыражение личности в профессио-нальной деятельности основаны и сформулированы интеллектуальные умения акмеологических законов. </p> <p>Одной из актуальных проблем современной педагогической науки и передового опыта в системе образования является достижение высокого уровня в их профессиональной деятельности,творчестве,общении,развитии,объективныхи субъективных факторах. факторы, способствующие или препятствующие прогрессивному развитию будущего специалиста. В системе профессиональной подготовки будущих учителей их качественные навыки должны соответствовать социальным процессам. В этом смысле особое место занимает акмеология как интегративно-сложная наука.</p> <p> Цельакмеологии-совершенствование личности,помощь в достижении высоте ефизического,духовного,профессионального развития, обоснование теориии практики роста и профессионального развития личности, рассмотрение условий и методологических подходов к достижению высокого уровня.стадия профессионализма. В связи с этим в статье анализируются особенности акмеологических подходов с научной точки зрения к актуальности и рациональности развития качественных навыков в системе профессиональной подготовки будущих преподавателей в педагогических вузах.</p> . Анарбек Л.А., Сарсенбаева Г.М., Юджел Г. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3928 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3936 <p>В статьерассматриваютсятеоретическиеаспектыформированиясоциальныхценностейобучающихсяначальныхклассов на основенациональныхвидовспорта.Характеризуютсяфилософские,психологическиеипедагогическиезначенияпонятий «ценность», «социальнаяценность». В ходеанализасоциальныеценности– в широкомсмысле-имеют значение в контексте соответствия илинесоответствияпотребностямявленийипредметовбытия,общества,социальныхгруппииндивидов; уточняется, что в узкомсмысле-гуманныеиэстетическиетребования, сложившиесякакпродуктчеловеческойкультурыиобщественногосознания. Под признакамисоциальныхценностейпонимаютсяобщиеположениядлячленовобщества, непрерывноефункционирование в зависимости от времени,регулированиеобщественныхотношений,добровольноеисознательноедействие.Также, согласно теоретическомуанализу в статье, жизненныеисоциальныетипыпутейрегулированияповеденияобучающихсяначальной школы черезсоциальныеценностирегулируютнесколькоатрибутов. В частности,жизненный:жизнь,здоровье,телосложение,безопасность,благополучие,состояниечеловека(сытость,спокойствие,жизнерадостность),сила,выносливость,качествожизни,природнаясреда(экологическиеценности),практичность,потреблениеит.д.,асоциальный:трудолюбие,богатство,труд,семьи,единства,патриотизма,терпимости,дисциплины,бизнеса,риска,социальногоравенства,способности к достижению,личнойнезависимости,уровняпотребленияит.д. В эмпирическомразделе были проведеныопытно-экспериментальныеработы для учащихсяначальныхклассовпометодике«Ценностныйопросник»Ш.Шварца и методикеМ.Рокича«Определениеценностныхориентаций».</p> . Абильдина С., Абилмажит Б., Есентаев Н. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3936 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 С ОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4015 <p>Сегодня реализация стратегии Казахстана по вхождению в тридцатку стран мира и, соответственно, необходимость выхода в мировое образовательное пространство ставит вопрос о подготовке специалистов, отвечающих рыночным требованиям высших учебных заведений. Современная рыночная экономика труда ставит задачу формирования нового типа конкурентоспособных специалистов, свободно входящих в мир производства, обладающих знаниями, навыками, а главное, развитыми личностными качествами, являющимися основой успешной деятельности.</p> <p>В области экономики это понятие характеризует спрос на промышленные товары, но теперь мы можем видеть, что конкурентоспособность является комплексным понятием, отражающим стоимостные и качествен-ные параметры промышленной продукции. При этом основным продуктом педагогических вузов является качественная подготовка будущих педагогов, занимающихся детским образованием.</p> <p>В настоящее время в педагогическом лексиконе широко используется понятие «социальное партнерство», поэтому оно представляет собой особый институт гражданского общества, принимающего в качестве главной ценности знания. Социальное партнерство в образовании – это взаимодействие различных социальных институтов, связанных с образованием (работодатели, места работы, профсоюзы, учреждения культуры, спорта, родители и др.). На основе такого общения система образования меняется в сторону практической направ-ленности.</p> <p>В данном исследовании рассматриваются теоретические проблемы формирования конкурентоспособности будущего педагога, в качестве практического решения принимается совместная работа с институтами социаль-ного партнерства высших учебных заведений, а также реализуются эффективные способы ее организации.</p> . Aтабекова Б.Б. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4015 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ ОШИБОК https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3106 <p>В статье представлен анализ образовательных программ 17 казахстанских вузов по направлению подготовки 6В019-«Специальная педагогика» (Логопедия) для изучения достаточности их направленности на исправление нарушений письменной речи.На основе анализа современного состояния изученности данной проблемы в Казахстане и за рубежом мы выявили недостаточность научных данных, которые отдают приоритет казахскому языку в работе по коррекции специфических нарушений письменной речи у детей. Анализ образовательных программ вуза 6В019 - «Специальная педагогика» на 2019-2023 учебный год в Казахстане позволил установить, что в 11% вузов вообще не изучаются дисциплины, направленные на коррекцию нарушений письменной речи, и ни в одном вузе не представлены учебные дисциплины, раскрывающие особенности устранения специфических письменных ошибок на казахском языке. В результате анализа содержания образовательных программ делается вывод, что для последующей эффективной работы с детьми с нарушениями письменной речи в содержание подготовки специальных педагогов должны включаться специальные учебные дисциплины. В процессе их изучения студентами будут рассматриваться особенности написания 9 букв казахского языка, анализироваться характерные апострофы, схожесть которых в определенной степени способствует их смешиванию; изучаться специфика коррекции нарушений букв, характерных для казахского языка и многое другое.</p> . Кудайбергенова У.Ж. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3106 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3206 <p>В условиях быстрого развития информационных технологий и их интеграции в образовательный процесс, актуальность развития логико-информационной культуры педагогов дошкольных учреждений становится особенно значимой. Это обусловлено необходимостью подготовки нового поколения к жизни в информа-ционном обществе и формировании у детей основ информационной грамотности с раннего возраста.</p> <p>Несмотря на важность интеграции информационных технологий в дошкольное образование, многие педагоги дошкольных учреждений испытывают трудности в их эффективном использовании из-за ограни-ченного уровня логико-информационной культуры.</p> <p>Основной целью исследования является анализ текущего состояния логико-информационной культуры педа-гогов дошкольных учреждений и разработка рекомендаций по её улучшению и интеграции в образовательный процесс.</p> <p>Исследование проводилось на основе опросов и наблюдений в детском саду №30 «Жұмбақ» в городе Атырау. Анализ включал оценку владения информационными технологиями, применения логических методов обучения и интеграции информационных ресурсов в образовательный процесс.</p> <p>Показано, что большинство педагогов активно используют интернет-ресурсы в своей работе, однако уровень их IT-навыков варьируется, с ограниченным применением более сложных инструментов. Выявлены основные методы развития логического мышления, используемые в работе с детьми, и проблемы, возникающие при интеграции информационных технологий.</p> <p>Исследование подчеркивает необходимость повышения уровня логико-информационной культуры среди педагогов для эффективной интеграции информационных технологий в дошкольное образование. Рекомен-дуется организация целенаправленного обучения, улучшение материально-технической базы и разработка методических материалов для поддержки педагогов в интеграции IT в образовательный процесс.</p> . Абилова О.А., Жандильдина Р.Е., Уразова Г.Т. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3206 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ОСНОВЕ КОУЧИНГ ТЕХНОЛОГИИ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3239 <p>В статье исследуется эффективность внедрения элементов критического мышления в обучение будущих педагогов-психологов с помощью коучинг технологий. Акцентируется внимание на специфике коучинга как инструмента развития критического мышления в педагогической практике.</p> <p>В современном образовательном процессе актуализируется вопрос развития критического мышления у будущих специалистов, особенно в сфере педагогики и психологии. Эта статья посвящена анализу возможностей коучинг технологий как эффективного инструмента для внедрения и развития критического мышления у студентов-педагогов. Основная цель исследования – оценить, как применение коучинговых методик влияет на формирование способности критически анализировать информацию, принимать обоснованные решения и креативно подходить к решению профессиональных задач.</p> <p>В статье представлен обзор теоретических основ критического мышления, его роли и значимости в образовательной деятельности педагогов-психологов. Рассматриваются ключевые аспекты коучинга, его методы и техники, которые могут быть эффективно интегрированы в процесс обучения для развития критического мышления.</p> <p>Методология исследования включает качественный и количественный анализ, использование опросников, интервью и кейс-стади среди студентов педагогических вузов. Результаты исследования демонстрируют, что включение элементов коучинга в образовательный процесс способствует повышению уровня критического мышления студентов, улучшению их аналитических навыков и способности к самостоятельному решению сложных задач.</p> <p>В заключении подчеркивается, что интеграция коучинг технологий в образовательную программу для будущих педагогов-психологов является перспективным направлением в улучшении качества образования и подготовки квалифицированных специалистов, способных критически мыслить и эффективно функционировать в динамично меняющемся образовательном и профессиональном контексте</p> . Абильдина А.Б., Абибулаева А.Б. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3239 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3271 <p>В данной статье представлены результаты исследовательской работы по формированию готовности будущих учителей к академической мобильности. В современных условиях академическая мобильность признана одной из ключевых стратегий для повышения качества человеческого капитала. Глобализация играет ключевую роль в усилении обмена между странами, особенно в таких сферах, как наука и образование. Этот процесс значительно влияет на повышение конкурентоспособности между национальными системами образования, а также создает благоприятные условия для укрепления межэтнического сотрудничества в образовательной сфере. Основной целью данного исследования является поиск путей формирования готовности будущих учителей к академической мобильности. В качестве методов исследования в данной работе были использованы следующие методы: обобщение, сравнительный анализ и эксперимент. Результаты данного исследования демонстрируют, что наличие проектного опыта, практика самообразования, участие в профессиональной деятельности, мотивация, наличие знаний и хороших коммуникативных навыков могут быть необходимыми условиями для подготовки к академической мобильности. </p> . Кадирсизова Ш.Б. , Адильжанова К.С., Орынгалиева Ш.О. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3271 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3324 <p>Статья посвящена исследованию проблемы и анализу рефлексивной культуры студентов в процессе обучения в высших учебных заведениях.</p> <p>Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью определения текущего состояния развития рефлексивной культуры студентов в вузах.</p> <p>Методологию исследования составляют анализ и обобщение работ отечественных и зарубежных исследователей в данной области, на основе которых выделяются основные понятия и определения. Кроме того, в статье раскрываются проблемы развития рефлексивной культуры студентов в процессе обучения.</p> <p>В статье авторами предлагаются рекомендации, направленные на необходимость развития рефлексивной культуры студентов высших учебных заведений.</p> <p>Основные понятия и определения выделены на основе изучения и обобщения работ отечественных и зарубежных ученых по данной тематике. Методом анкетирования были получены данные от студентов двух университетов, которые позволили выявить знания и умения студентов, а также их трудности, связанные с рефлексивной культурой студентов. Авторы статьи вносят предложения по содействию формированию рефлексивной культуры студентов в процессе обучения.</p> . Ибрагимова К.Е., Уразбаева Г.Т., Тажитова Г.З. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3324 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ВЛИЯНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ CHATGPT, MIDJOURNEY НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3489 <p>Данное исследование направлено на изучение воздействия передовых технологий, в частности нейросетей, таких как ChatGPT и MidJourney, на профессиональное образование будущих педагогов в рамках академической среды исследовательского университета. Целью исследования является изучение влияния применения нейросетей на образовательный процесс, в частности на подготовку педагогических кадров, а также определение возможностей данных технологий для повышения эффективности учебного процесса. Основная идея исследования заключается в анализе использования нейросетей в контексте образовательной среды, оценке их эффективности в разработке и реализации учебных программ, а также в изучении их влияния на развитие профессиональных навыков будущих педагогов. Научная и практическая значимость данной работы заключается в исследовании потенциала интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс, что может способствовать повышению качества обучения и профессиональной подготовки педагогов. Исследование включает применение как качественных, так и количественных методов исследования, включая анкетирование преподавателей и проведение обзора литературы. Основные результаты и выводы исследования указывают на то, что нейросети могут существенно улучшить образовательный процесс, способствуя развитию у студентов критического мышления, креативности и адаптивности. Ценность данного исследования заключается в его вкладе в развитие методик обучения с использованием искусственного интеллекта, обогащении педагогической теории и практики современными технологическими подходами. Практическая значимость работы выражается в предоставлении рекомендаций для эффективной интеграции нейросетей в учебный процесс, что может способствовать улучшению качества образования и профессиональной подготовки педагогов.</p> . Жумашева С.С., Битлеуов А.А. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3489 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ГОТОВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3554 <p>В современном Казахстане наблюдается рост потребности в высококвалифицированных социальных педагогах, обладающих компетенциями, необходимыми для оказания эффективной поддержки и помощи в различных социальных сферах общества. Эта потребность связана с рядом проблем, стоящих перед обществом, таких как увеличение числа семей, нуждающихся в социальной поддержке, улучшение качества образования и внедрение инклюзивных практик в образовательные учреждения, а также решение проблем детей и молодежи с особыми образовательными потребностями. В соответствии с этим возрастает потребность в наличии специа-листов, обладающих глубокими знаниями, профессиональными навыками и компетенциями в области социаль-ной работы и педагогики, способных эффективно реагировать на различные социальные вызовы и способство-вать социальной интеграции и благополучию различных групп населения.</p> <p>Статья направлена на выявление факторов, влияющих на готовность социального педагога к педагогической деятельности. В ходе исследования рассматриваются основные аспекты данной проблемы, проводится анализ социальных, психологических и образовательных факторов, влияющих на готовность и компетентность социального педагога. Основной целью исследования является выявление факторов, влияющих на готовность социального педагога к эффективной педагогической деятельности с целью дальнейшего развития и совершен-ствования профессиональной подготовки в данной области.</p> <p>Для анализа факторов, влияющих на подготовку социального педагога по методике исследования, нами были изучены различные методы исследования, в том числе методические пособия и инновационные методы, а также область применения анализа полученных реквизитов.</p> . Ерсултанова Г.С., Толеубекова Р.К. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3554 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3574 <p>Данная статья направлена на исследование важности формирования практической компетентности у сту-дентов через биологическое образование. Биологическое образование играет особенно важную роль в подготовке будущих специалистов, решающих практические задачи. Это связано с тем, что в контексте современного образования, переходя от теоретических знаний к практическим навыкам, особое внимание уделяется важности практического обучения с использованием живых организмов для развития профессио-нальных навыков будущих учителей биологии. Цель данного исследования – определить значимость формирования практической компетентности у студентов-биологов через изучение животных, а также оценить влияние этого процесса на развитие их профессиональных навыков и готовность к педагогической деятельности в области биологии. В рамках этого исследования анализируются различные методы и техники практического обучения, такие как лабораторные работы, полевые исследования и практические занятия с животными в их естественной среде. Анализ основан на актуальных исследованиях в области образования, включая литературные источники, а также образовательные инициативы в Казахстане. Для достижения цели исследо-вания был проведен опрос среди студентов биологических специальностей в университетах Казахстана. Опрос включал в себя вопросы о предпочтениях и восприятии студентов относительно значимости практического обучения с использованием животных в их профессиональной подготовке. Результаты исследования подтверждают важность интеграции практических методов в учебные программы биологических специаль-ностей для эффективной подготовки студентов к современным вызовам научной деятельности. Анализ данных опроса предоставляет ценную информацию для разработчиков образовательных программ, а также поддерживает необходимость усиления практического компонента в обучении биологов</p> . Толеген А.А., Майматаева А.Д. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3574 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600 НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3604 <p>Данная статья посвящена применению современных технологий. Рассматриваются особенности применения современных технологий образования в гуманитарных науках.</p> <p>Цель - применение образовательных технологий и процессов в образовании. Определены незаменимые источники общепризнанного просвещения для полиглота, представленные в конфигурации массивов (баз данных) просвещения, расположенных на неопределенных ресурсах киберпространства. Рассмотрена природа экуменизма и характерные задачи информатизации языкового и начитанного сознания, выделены электронные образовательные и хорошо управляемые процессы в конфигурации библиотек киберпространства: словари, энциклопедии, базы данных, архивы, показаны их фундаментальные характеристики - полнота.</p> <p>Хорошо контролируемые инновации - это сложный бизнес, поскольку информация в электронных базах данных постоянно обновляется, а материалы, предназначенные для оценки, ранее не подвергались тщательному анализу. Функциональное значение является ложным указанием на то, что на самом деле рекомендуемые образовательные технологии поддерживают эвфемизм, предназначенный для ускорения и передачи опыта и тщательно контролируемой оценки педагогов.</p> . Макимова Г.Т., Байсултанова С.Ч. Copyright (c) 2024 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3604 Mon, 30 Dec 2024 00:00:00 +0600