https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/issue/feedВестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки2025-09-30T13:33:11+06:00Киясова Бакыт Айдархановнаvestnikkaznpu@mail.ruOpen Journal Systems<p>Журнал является научным изданием для публикации основных результатов исследований по педагогическим наукам и проблемам образования на всех уровнях системы образования РК и других стран.</p> <p>Учредителем и издателем журнала является НАО «Казахский национальный педагогический университет имени Абая».</p> <p>Журнал имеет международный стандартный сериальный номер периодических печатных изданий <strong>ISSN</strong> <strong>2959-5754</strong></p> <p>Научный журнал выпускается периодичностью - 4 номера в год.</p> <p><strong>Контакты</strong></p> <div class="page"> <p>г. Алматы., ул. Казыбек би 30<br />050010</p> <p><strong>Адрес почты:</strong> <a href="https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/management/settings/context/mailto:vestnikkaznpu@mail.ru">vestnikkaznpu@mail.ru</a></p> <p><strong>Ответственный </strong><strong>редактор</strong><strong>:</strong> Киясова Бахыт Айдархановна</p> <p><strong>Контактный номер:</strong> 291-19-81</p> </div>https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3484МЕТАВСЕЛЕННАЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ 2025-03-06T13:14:40+06:00. Буланова Н.К., Шарафутдинова А.Н., Карташева В.В.nadya.bulanova.const@mail.ru<p>В информационном пространстве вузов важными элементами при успешной подготовке студентов становятся механизмы по конструированию виртуального социума Метавселенной в образовательный процесс. Элементы Метавселенной способны решить проблемы по целому ряду предъявляемых требований к содержанию и структуре высшего образования. Позиции разработчиков дополненной реальности согласуются с запросами обучающихся в университете молодого поколения. Особенно в процессах изучение законов и закономерностей будущей профессии, освоение навыков к критическому мышлению, закрепление умений применения законов логики с рациональной аргументацией в коммуникации с социумом и структурирование обратной связи, применяя правовые и этические нормы. Таким образом, на современном этапе в стратегиях региональных вузов и в образовательных программах отмечена необходимость обеспечить доступ обучающихся к опыту в дополненной реальности и средствам коммуникации.</p> <p>Целью проведенного нами исследования являлось характеристика актуальных проблем регионального вуза и выявление критерий образовательного пространства и факторов, оказывающих влияние на него для возможного преобразования модели вуза в образовательную экосистему.</p> <p>В статье представлен обзор литературы характеризующей возможности элементов Метавселенной и образовательной экосистемы для студенческого сообщества и профессорско-педагогического коллектива регионального вуза. Приведены примеры успешно реализованных проектов в высшем образовании с функционирующими элементами, обеспечивающими сегодня непрерывное образование по запросам работодателей Казахстан.</p> <p>На наш взгляд результаты, представленные в публикации, создают возможность определить альтернативы в модернизации содержания и структуры образовательного пространства регионального вуза с целью достижения конкурентного преимущества и привлечения интеллектуальной молодежи в организацию, включая реализацию проектов по непрерывному образованию.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4175ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ КОЛЛАБОРАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В ОРАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗНУ И РУДН2025-03-11T21:18:10+06:00. Бегалиева С.Б., Тәжібаева У.М., Таттимбетова К.О., Сикимбаева А.Б.kuralay555@mail.ru<p>В статье рассматриваются вопросы взаимодействия вузов-партнеров в разработке и реализации сетевого языкового образования и формирования у студентов русскоязычной коммуникативной компетенции и ее отдельных компонентов в условиях работы в глобальной образовательной среды.</p> <p>Авторы описывают опыт использования коллаборативного пространства в сфере филологического образования КазНУ им. аль-Фараби (Казахстан, Алматы) и РУДН (Россия, Москва), обеспечивающего обогащение профессионально-педагогической компетенции будущих учителей русского языка и литературы.</p> <p>В рамках совместного сотрудничества пилотным проектом разрабатывался учебный план, который включал в себя как профильные дисциплины в рамках филологических специальностей, так и психолого-педагогический блок, который готовит выпускников к профессиональной деятельности в качестве преподавателей русского языка и литературы. Также в рамках проекта анализируются и внедряются другие формы взаимодействия (включенное обучение, академическая мобильность), способствующих поддержанию конкурентоспособности языкового образования и педагогического сообщества.</p> <p>Многолетний опыт международного сотрудничества КазНУ им. аль-Фараби и РУДН в подготовке педагогических кадров показывает, что совместные образовательные проекты являются взаимовыгодной формой взаимодействия, способствующей повышению качества филологического образования, интенсивному развитию научно-методических и культурных связей между Казахстаном и РФ.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3905ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПОВ РЕДЖИО-ПЕДАГОГИКИ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ ВУЗОВ2025-03-30T01:14:05+06:00. Ергалиева ГА., Казетов А.Х., Хасанова И.У., Медеубаева К.,Валиханов Ш.А. dnokafedra@mail.ru<p>В данной статье исследуется влияние принципов Реджио-педагогики на учебный процесс в высших учебных заведениях. На основе проведенного интервью с преподавателями и анкетирования студентов выяснено, что этот инновационный подход способствует активизации учебного процесса, улучшению творческого мышления и развитию социальных навыков студентов.</p> <p>Респонденты выделяют преимущества Реджио-педагогики, такие как стимулирование мотивации к обучению, глубокое понимание учебного материала и активное взаимодействие в учебном процессе. Преподаватели акцентируют внимание на эффективность этого подхода, подчеркивая его актуальность и значимость для современного образовательного процесса.</p> <p>В целом, положительные результаты исследования свидетельствуют о высокой релевантности и потенциале Реджио-педагогики в современной высшей школе и подчеркивают необходимость его дальнейшего применения и развития.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3975КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2025-03-30T01:23:47+06:00. Абдикаликов Б.А., Усенова А.М., Тусеев М.У., Нуралиева А.Ж.,Мусаханова Г.М.scientificworm23@gmail.com<p> </p> <p>Статья посвящена концептуальному анализу теорий социального и психологического благополучия с акцентом на их адаптацию в образовательной среде и роль волонтерской деятельности в укреплении благополучия студентов. Рассмотрены ключевые подходы, включая гуманистическую теорию Маслоу, модель PERMA Селигмана и экологическую модель Бронфенбреннера, которые предоставляют теоретическую основу для изучения факторов, влияющих на эмоциональную устойчивость, социальную включенность и самооценку студентов. В исследовании проведено систематическое сопоставление факторов, способствующих развитию психологической устойчивости, мотивации и межличностных навыков. Результаты анализа подчеркивают важность комплексного подхода к поддержке благополучия студентов, включающего организацию волонтерских инициатив, развитие навыков эмоциональной регуляции и внедрение программ межличностного общения. Выводы исследования формируют базу для разработки практических рекомендаций по интеграции волонтерской деятельности в образовательный процесс, направленных на повышение качества образовательной среды и укрепление социального и психологического благополучия студенческой молодежи.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3650ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ИЗ КУРСА ХИМИИ2025-03-11T22:59:30+06:00. Мыңжасар А.К., Жаксибаева Ж.М., Бакибаев А.А.kopzhassarkyzy@mail.ru<p>В статье было раскрыто, насколько велика возможность повышения образовательных показателей преподавателями с использованием цифрового обучения в дополнение к традиционному формату. В частности, было проведено исследование, какова роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании химии, проведении практических работ. В исследовательской работе проведен анализ зарубежных и отечественных статей и научно-исследовательских работ. Проведен опрос 44 учителей школы-гимназии №1 г. Алматы на предмет выявления путей и возможностей замены бумажной работы цифровым обучением. Опрос включал несколько разделов: для всех преподавателей-предметников и для преподавателей химии. Это было необходимо для определения междисциплинарных связей и различий в использовании цифровых технологий в образовании.</p> <p>В статье также даны объяснения концепций цифрового обучения и цифровой компетентности. Планируется расширить кругозор обучающихся за счет повышения статуса цифровизации преподавания химии на казахском языке, повысить уровень знаний, заинтересовав новыми аспектами обучения. Современные обучающиеся - молодые люди нового времени с развитыми умениями мыслить по-новому. В их образовании от преподавателей требуется новаторство и любознательность. Поэтому исследовательская работа в статье направлена на повышение уровня знаний обучающихся на новый уровень.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4079ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ2025-03-12T02:26:20+06:00. Бейсембаева А.А., Турсыматова О.И., Ургенишбеков А.Т., Дильмаханова М.М., Алиева Ж.А.orazkul70@mail.ru<p>В статье отмечается, что отношение студентов к педагогической импровизации осуществляется путем постепенного освоения ими строгой системы психолого – педагогических, общекультурных и предметных знаний в течение всего срока обучения педагогического вуза, теоретической основы педагогической импровизации и необходимости постоянного включения студентов в свои импровизационные действия на этапе всех видов педагогического опыта. Принцип творческой работы как принципы организации процесса педагогической импровизации в подготовке будущих специалистов; объясняется принцип организации самостоятельной деятельности, принцип соответствия, принцип частого и непрерывного общения студентов; принцип взаимосвязи. В ходе теоретического анализа были описаны сущность и уточнено содержание понятий «импровизация», «педагогическая импровизация», «педагогическая импровизационная способность».</p> <p>Дается содержание эмпирических исследований в формировании педагогических импровизационных способностей будущих специалистов. Экспериментально-экспериментальная работа формирование педагогической импровизации при подготовке будущих педагогов охватила два этапа. Первый – лабораторный этап формирующего эксперимента. Определение отношения студентов к педагогической импровизации на данном этапе; определение знаний студентов о педагогической импровизации, педагогической интуиции, свободе творческой деятельности т. е. диагностика начального уровня подготовки студентов к педагогической импровизации, а второй – этап формирования. Расширение знаний студентов по теоретическим основам педагогической импровизации на этапе формирования; формирование у студентов умения и проявлять деловую активность при выполнении разнообразных заданий в ходе импровизационных умений; у будущих педагогов проводится работа по развитию качества личности, анализируется содержание программы элективного курса «Педагогическая импровизация».</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4087СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОСТИ2025-03-12T02:29:50+06:00. Тулеуова Г.К., Абдыров А.М., Есекешова М.Д.g.tuleuova@yandex.ru<p>В статье рассматривается структурно-содержательныйхарактеробучениябудущихспециалистов на основесистемности в теоретическомипрактическомаспектах. В теоретическихаспектах проводится анализструктурыи содержания такихпонятий, как» «система», «системность», «преподаваниеграфическихдисциплин» в философских,психологическихипедагогическихусловиях.Системной подходуточняется как формаприменениятеориипознанияидиалектики к изучениюпроцессов, происходящих в природе,обществе,мышлении.Анализируетсясодержательныйхарактер«подходасистемности-сложнойсистемы». В статьеизлагаютсявидыграфическогообученияизначениеегообучения на основепоследовательности. На основесистемного подходасформированы принципы наглядности,пониманияинформации, развития когнитивныхнавыков, развитиятворческихспособностей,возможностейинтерактивногообучениябудущихспециалистов по графическимдисциплинам, определеныегофункции.</p> <p>По эмпирическому анализу разрабатывается программа элективного курса «Обучение графическим дисциплинам на основе системного подхода» и представляется ее краткое содержание. На этапе определения для будущих специалистов результаты анкетирования из 9 вопросов представлены количественными, процентными расчетами. Определяющий этап был проведен с обучающимися кафедры профессионального образования на факультете компьютерных систем и профессионального образования Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина г. Астаны. В ходе констатирующего эксперимента по анкетированию студентов по графическим дисциплинам анализируются результаты ответов респондентов контрольной группы (62) на анкетирование.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4085МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ АРТ ТЕХНОЛОГИЙ 2025-03-12T15:07:36+06:00. Сихаева А.М., СадуакасГ.Т., Шынтаева Н.А.akgul.sikhayeva@mail.ru<p>В статье излагаются теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования на основе арт-технологий в философском, психологическом, историко-социальном, педагогическом обосновании. Арт-Технологии трактуются как благоприятные для учебно-воспитательного процесса в гуманистической направленности и расширяют кругозор будущих специалистов: поддержание (развитие) целостности жизни, достижение истинной индивидуальности, переход от автономии к близости в межличностном общении, формулировка основных жизненных целей, развитие реалистичных взглядов на жизненные рамки, адекватные жизненные концепции, использование эмпатии и интуиции в более глубоком развитии - я не знаю, - сказал он. В отношении функций Арт-терапии анализируются очищающие, регулятивные, коммуникативно-рефлексивные, овладение интеллектуальным и духовным опытом человечества, интернационализация компетенций. Возможности арт-технологий представлены как целостность, тройное отношение, расширение картины мира, блоки энергии, клиентская компетенция, процедурная.</p> <p>На основе арт технологий осуществляется моделирование профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования. Структурно-содержательная модель состоит из целевых, содержательно – технологических, оценочно - результативных блоков и характеризуется мотивационными, содержательными, организационными, когнитивными, деятельностными, нормативными компонентами. Рассматриваются критерии, уровни формирования профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования на основе арт-технологий. Анализируются принципы осуществления профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования на основе Арт технологий. В заключительной части даются научно-методические рекомендации.</p> <p> </p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4088МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАЗВИТИЮ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 2025-01-16T16:00:13+06:00. Иксатова Б., Жанадилова К., Абдыкадыров А.О.janadilova_karashash@mail.ru<p>В статье подготовлена методика развития цифровых навыков учащихся будущих педагогов начальных классов. В первую очередь рассматриваются теоретические аспекты понятий цифровой навык, цифровая грамотность. Роль будущего педагога начального образования характеризуется в видах работы: фасилитатор, модератор, помощник, наставник, ментор, тьютор, игровой педагог, стартап-наставник, смарт-педагог, онлайн-платформер. Такая грамотность в эпоху цифровых технологий имеет универсальное универсальное значение, она необходима всем членам общества и является важной составляющей информационной культуры человека. Понятие цифрового навыка частично уточняется авторами, опирающимися на международные исследования.</p> <p>В эмпирическом разделе в эскперименте определения приняли участие 72 респондента контрольной группы и 72 респондента экспериментальной группы, в общей сложности 144 студента, результаты которых анализируются в количественных и процентных показателях. По констатирующему эксперименту был проведен авторский опрос будущих педагогов начальных классов на определение уровня понимания, связанного с цифровыми навыками. Результаты анкетирования отражались в графиках, гистограммах. Также в статье подготовлена методика развития цифровых навыков учащихся будущих педагогов начальных классов. В эксперименте по формированию дается содержание элективного курса «Развитие цифровых навыков младших школьников» и учебно-тематический план данной методики.</p> <p> </p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3805ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ2025-03-12T16:05:19+06:00. Алимова К.Ш., Нуржанова С.А., Сманова А.А.alimova_87@mail.ru<p>В статье рассматривается пути формирования методологической культуры педагогов начального образования в послевузовском образовании. Руководствуясь мнениями передовых отечественных и зарубежных ученых о методологической культуре педагога, проводит контекстный анализ понятия «методологическая культура», «педагогическая культура» и представлений в различных областях науки о ее основных компонентах, дает свои выводы. Изучены научные основы понятия методологической культуры магистрантов и обращено внимание на наличие недостаточных связей между теоретическими знаниями и опытом в подготовке будущих специалистов и, тем более, нерешаемых на современном этапе проблем. Ход и результаты нашего опроса по научно-исследовательской работе были определены и представлены в виде диаграмм. Отмечается, что одним из важнейших инструментов формирования методологической культуры будущих педагогов начального образования и повышения качества их профессиональной подготовки в вузе является научно-исследовательская работа магистрантов. В целях поиска решения поставленной задачи в разделе заключение мы привели несколько рекомендаций.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3375ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ2025-03-06T13:10:50+06:00. Каримова Р.Е., Алимбекова А.А.bulshekbaeva@mail.ru<p>Современные изменения в обществе требуют пересмотра образовательных приоритетов, что обусловливает поиск инновационных подходов к обучению и воспитанию дошкольников. Важную роль в этом играет предметно-развивающая среда, представляющая собой совокупность материальных и социокультурных условий, стимулирующих творческое развитие ребенка, его познавательную активность и комфортное пребывание в детском саду. </p> <p>Одной из ключевых задач дошкольного образования является формирование у будущих педагогов навыков проектирования развивающей среды. Этот процесс не только организационный, но и способствует их профессиональному и личностному развитию через решение педагогических задач творческого характера. </p> <p>В исследовании рассмотрены основные аспекты проектирования предметно-развивающей среды, анализируется научная литература, выявлены педагогические условия, влияющие на профессиональное становление будущих воспитателей, а также эффективные методы формирования развивающей образовательной среды. </p> <p>Цель работы – теоретически обосновать и разработать модель профессионального становления будущих воспитателей через проектирование предметно-развивающей среды. В ходе исследования доказано, что личностно-профессиональное развитие педагогов дошкольного образования может эффективно реализовываться посредством средового, личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Уточнена структура развивающей среды, определены принципы и методы ее формирования, что подчеркивает значимость данного процесса в подготовке будущих педагогов.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4089СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЛОНТЕРСКИЕ УСЛУГИ-ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ 2025-03-30T01:26:26+06:00. Турарова А.Н., Суранчиева Н.Р., Батырбаева М.А., Махамбетжанова А.Т., Еримова А.Ж.nazgul_87@bk.ru<p>В статье анализируется сущность, важнейшие свойства толерантного общения, его совокупность и ядро в передаче функциональных характеристик толерантного общения будущих специалистов. Социальные волонтерские услуги как средство формирования толерантного отношения будущих специалистов характеризуются в совокупности и целостном понятии знаний взаимодействием с участниками образовательного процесса в различных видах деятельности, основанных на созидательных, жизненных и профессиональных ценностях и духовно-нравственных качествах будущих специалистов, нравственности, открытости, толерантности. Основываясь на мировом исследовании, три типа волонтерства рассказываются как непосредственная помощь волонтерам-менеджерам, помощникам волонтеров, волонтерам. «Толерантное общение будущих специалистов-это траектория взаимодействия с участниками образовательного процесса в различных видах деятельности, основанная на творческих (жизненных и профессиональных ценностях и духовно-нравственных качествах будущих специалистов, нравственности, открытости, толерантности), обеспечивающая самореализацию субъектов образовательного процесса». Излагаются компоненты, критерии и показатели формирования толерантного отношения будущих специалистов.</p> <p>По диагностической работе в эмпирическом отделе 119 респондентам проводится трехуровневый опрос, каждый вопрос в анкете распределяется по уровням и дается 4 ответственных содержания. Указываются количественные результаты опроса 3 уровня (с вариантами ответов) «В зависимости от волонтерских услуг и толерантного общения».</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3990ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ2025-03-11T13:36:32+06:00. Атжанова Т.Д., Шаяхметова Д.Б. tolkyn.atzhanova@gmail.com<p>В данной статье обсуждается понятие лингводидактической компетенции в рамках профессионального развития преподавателей иностранных языков, подчеркивая ее динамичный и многокомпонентный характер. В контексте современного образования лингводидактическая компетенция объединяет языковую компетенцию с междисциплинарными знаниями, методическими навыками и культурной осведомленностью. В исследовании выделяются следующие субкомпетенции: компетенция учебного проектирования, кросс-культурная компетенция, метакоммуникативная компетенция, компетенция рефлексивной практики и компетенция непрерывного развития. Эти субкомпетенции отвечают профессиональным стандартам и представляют собой необходимые условия для построения эффективной, инклюзивной и адаптивной практики преподавания в бурном образовательном мире. В статье разрабатывается аргумент о непрерывном развитии лингводидактической компетенции с учетом интеграции цифровых технологий в образование и обеспечения его открытости. Развивая эти компетенции, преподаватель будет более способен содействовать языковому и культурному развитию студентов с целью глобальной коммуникации и подготовки их к жизни в глобальном обществе.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3595ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ2025-03-11T12:51:52+06:00. Әзіхман Ш.Т., Абильдинова Г.М., Ералканова А.Е.shynarazimkhan@gmail.com<p>Для эффективного использования будущими учителями технологии Интернета вещей в классе им необходимо развивать ИТ-компетенции, что включает в себя наличие знаний и навыков для интеграции устройств и платформ Интернета вещей в учебную практику, а также способность анализировать и интерпретировать данные, собранные с этих устройств. Формирование ИТ-компетенций с использованием Интернета вещей для будущих учителей имеет решающее значение для их подготовки к навигации в постоянно меняющемся мире технологий в образовании. Учителя должны быть способны воспринимать технологии как важный элемент своей нынешней и будущей жизни и признавать их важную роль в развитии своих стран. Кроме того, учителя должны понимать, что способы обучения учащихся в 21 веке отличаются от традиционных методов, и они должны адаптировать свою практику преподавания с учетом технологий и использовать их потенциал для улучшения обучения учащихся. Одной из проблем в сфере образования в эпоху промышленной революции 4 является использование интернет-технологий в обучении, которое является частью обучения 21 века. В этом исследовании была предпринята попытка дать широкий обзор текущих тенденций и нерешенных проблем в использовании преподавания и обучения на основе Интернета вещей и их применения в различных областях. В исследовании проводится библиометрический анализ, направленный на рецензируемые научные статьи, опубликованные в базах данных известных изданий. Результаты этого исследования также должны послужить сильным стимулом для университетов и колледжей использовать технологии преподавания и обучения на основе Интернета вещей для улучшения академической успеваемости.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3733ВАЖНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ЭТИКЕТА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ2025-03-12T23:28:38+06:00. Сейітқазы П.Б., Исембаева Н.Ж.nabat_isembaeva@mail.ru<p>В статье рассматриваются вопросы совершенствования навыков цифрового этикета в подготовке будущих педагогов-психологов. Отмечается, что изучение этических правил цифрового общения в образовательном пространстве, в том числе исследования, направленные на формирование навыков цифрового этикета среди студентов вузов, в настоящее время освещено недостаточно. В статье совершенствование цифрового этикета рассматривается как часть профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов.</p> <p>В условиях современного цифрового общества подчеркивается необходимость освоения педагогами цифровой грамотности и цифрового этикета. Авторы рассматривают актуальность подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в цифровой среде, описывая основные противоречия процесса цифровизации образования. Раскрывается роль установления эффективного взаимодействия между преподавателями и студентами в цифровом образовательном пространстве вузов, обосновывается значимость цифрового этикета в коммуникации.</p> <p>Для определения отношения будущих педагогов-психологов к понятию цифрового этикета был проведен опрос, результаты которого представлены в статье. Указывается, что, несмотря на проявленный большинством студентов интерес к цифровому этикету, их навыки в этой области развиты недостаточно. Авторы предлагают включить цифровой этикет в качестве элективного курса или модуля в рамках одного из предметов для повышения уровня цифрового этикета будущих педагогов-психологов.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4028 СТРУКТУРА ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ2025-03-12T23:56:44+06:00. Бакирова З.А. zakira-bakirova@mail.ru<p><strong> </strong>В статье рассматривается проблема формирования цифровой компетентности магистрантов. Автор, анализируя научно-педагогическую, психологическую, специальную литературу, попыталась раскрыть сущность понятия "цифровая компетентность".</p> <p>На основе анализа научной литературы, автор представляет структуру цифровой компетентности магистрантов. В соответствии с целью исследования были дифференцированы различные подходы и позиции для определения структуры цифровой компетентности магистрантов, где цифровая компетентность понимается как способность решать различные задачи в области использования цифровых технологий, то есть использование и создание контента с использованием цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование. Также цифровая компетентность включает в себя цифровое сотрудничество, безопасность и способность решать проблемы. В то же время было установлено, что цифровая компетентность формирует в своей структуре способность эффективно выбирать и использовать цифровые ресурсы при работе с информацией, которая объединяет знания, навыки и потребности в целом и в частности.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3656ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ2025-03-06T14:24:55+06:00. МетербаеваК.М., Искакова А.Т., Таубаева Г.З., Байкулова А.М. Guli_aidana@mail.ru<p>В статье расматпивается педагогические вопросы формирования семейных ценностей студентов. В характере исследования показаны основные субъективные представления о формировании семейных ценностей у студентов, проведены учебно-методические теоретические исследования и экспериментальная работа по формированию семейных ценностей у студентов и их конкретные результаты. описаны. Рассмотрено значение семейных ценностей и их виды. Были использованы методы повышения нравственного сознания студентов, понимания семьи как ценности, семейных отношений, контроля семейных конфликтов, активного участия в принятии семейных решений. Теоретически контент-анализ, синтез, компиляция, верификация, диагностика и т.д. На основании вышеизложенного продемонстрирована эффективность использования методики Рокича «Ценностная ориентация». При этом мы приводим процент сформированности семейных ценностей в эксперименте, организованном на основе измерений и показателей формирования семейных ценностей. Кроме того, определены тенденции изменения семейных ценностей в современном обществе.</p> <p> </p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4080ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И СТРУКТУРА МОДЕЛИ ДИРЕКТОРА- ЛИДЕРА НОВОЙ ФОРМАЦИИ2025-03-29T05:01:33+06:00. Колумбаева Ш.Ж., Абсатова М.А., Нурланов Ш.Н., Ногаева А. nogayeva1988@bk.ru<p>В статье авторы провели анализ модели лидерства для директоров школ Казахстана. В основе этой модели положены данные анкетирования директоров школ Казахстана, а также концептуальные основы, предложенные Международным проектом успешного школьного руководства (ISSPP). В данной модели акцентируется внимание на значении контекстуальных факторов, распределенного лидерства и развития потенциала школы. Она учитывает культурные, экономические и образовательные особенности страны, предлагая практические инструменты для улучшения управления школами. Модель включает несколько ключевых элементов, направленных на укрепление образовательной среды и повышение эффективности управления.</p> <p>Авторы, опираясь на данные проведенного анализа и анализа научно-педагогической, специальной литературы в своём исследовании попытались адаптировать ключевые идеи и компоненты модели лидерства для директоров школ Казахстана относительно решения проблемы развития института директорства в рамках коллаборации «университет-школа» и определить качества, которые так или иначе соответствуют критериям лидерства. В основу разработки модели директора как лидера новой формации, его компонентов, критериев и показателей положены основные положения теории лидерских качеств, поведенческих теорий лидерства и ситуационных теории лидерства, теорий профессионального развития, теорий педагогической деятельности, теорий менеджмента, результатов диагностики и анализа потребности в развитии лидерских навыков у директоров школ.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3932МЕХАНИЗМ СТАНДАРТИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ2025-03-05T21:38:38+06:00. Аушева И.У., Агранович Е.Н.,Джумакулов З.Д., Айтенов Н.Ж., Сыздыкбаева А.Д.sizdikbaeva-aya@mail.ru<p>Данное исследование посвящено механизму стандартизации непрерывного профессионального развития учителей как ключевого фактора повышения качества образования. Исследования показывают, что компетентность учителя напрямую влияет на успешность ученика и непосредственно зависит от системного профессионального развития педагога. Анализ международного опыта (Казахстан, Австралия, Великобритания, Канада, Шотландия, Сингапур, Эстония) демонстрирует, что наиболее эффективным инструментом стандартизации выступает Профессиональный стандарт, интегрированный в единую систему оценивания учителя. В связи с этим целью исследования стало проведение анализа международного опыта, научно-исследовательских и эмпирических данных для обоснования актуальности разработки стандартных рамок профессионального развития и аргументации выбора методологии, концепции и структуры Профессионального стандарта. Методологическую основу исследования составили научная экспертиза действующего Профессионального стандарта в национальной образовательной системе, а также анализ, обобщение и систематизация научных данных. В результате исследования обоснована необходимость трансформации разрозненных краткосрочных мероприятий в единую систему непрерывного профессионального развития учителей, а также раскрыт потенциал Профессионального стандарта как объективного инструмента оценки качества преподавания.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3906АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ2025-03-05T22:53:50+06:00. Жумагелдиева А.Д., Абаева Г.А.zhumageldiyeva95@gmail.com<p>В статье анализируются отношения и взгляды педагогов, связанные с изменением содержания инклюзивного образования в современном мире. Проводится анализ трудов, изучающих личностные и профессиональные потребности и компетенции педагогов, необходимые для реализации инклюзивного образования. Также анализируется имеющийся опыт подготовки педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Обсуждаются труды ученых, изучавших отношение педагогов к реализации инклюзивного образования. Исследование проводилось методом анкетирования по шкале Лейкарта, которое состояло из 3-х модулей. Вопросы первого модуля охватывали личные профессиональные запросы участников. Во втором модуле анализируются знания и компетенции педагогов школы в области инклюзивного образования: владение понятийным аппатаром инклюзивного образования, компетенции по оценке особых образовательных потребностей, владение траекторией поддержки детей. По третьему модулю изучалось отношение к детям с особыми образовательными потребностями. На основе анализа полученных данных, мы сделали попытку определить отношение участников к инклюзивному образованию и наметить наиболее важные вопросы подготовки педагогов в будущем.</p> <p>В результате удалось выявить, что учителя школы, уже имеющие опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, положительно настроены и не прочь поработать с детьми с «особыми нуждами». Также, результаты исследования говорят о том, что учителя в большинстве своем проявляют готовность принимать новые условия (внедрение принципов инклюзивности в образовании), которые способствуют их профессиональному и личностному развитию. </p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3973СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ: ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПО КАРЬЕРЕ2025-03-05T23:41:54+06:00. Манап Е., Амиргалиев Б.Е., Белощицкий А.А., Сарсенова Ж., Байшемиров Ж.amirgaliyev@gmail.com<p>В данном систематическом обзоре литературы исследуется трансформационный потенциал машинного обучения (МЛО) и искусственного интеллекта (ИИ) в профориентации с упором на разработку гибридных рекомендательных систем. В обзоре подчеркивается заметный всплеск исследовательской активности в этой области, при этом алгоритмы Random Forest и Decision Tree становятся наиболее часто используемыми благодаря своей устойчивости и интерпретируемости. Среди основных направлений использования машинного обучения можно назвать создание систем, основанных на компетенциях, прогнозирование карьерных траекторий и интеллектуальные карьерные системы. Полученные результаты подчеркивают преимущества объединения методов коллаборативной и контентной фильтрации для создания более точных и специализированных инструментов консультирования по вопросам карьеры. Наряду с рассмотрением практических и этических вопросов, включая алгоритмическую предвзятость и конфиденциальность данных, в работе даются рекомендации для будущих областей исследований, такие как необходимость междисциплинарных подходов и создание прозрачных моделей машинного обучения. Данная работа вносит вклад в растущий объем знаний о применении машинного обучения в карьерном консультировании, предлагая ученым, практикам и политикам полезную информацию о том, как передовые методы машинного обучения могут улучшить процесс принятия карьерных решений и повысить уровень счастья пользователей.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3603БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МНОГОЯЗЫЧНОГО ПЕДАГОГИЧНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ SCOPUS2025-03-11T13:08:13+06:00. Егизбаева Л.lll_86@mail.ru<p>В последние годы многоязычному педагогическому образованию уделяется значительное внимание. Я приступила к всестороннему библиометрическому анализу, охватывающему 16 лет (2007-2023), чтобы осветить эту развивающуюся область. Используя базу данных Scopus и логические операторы, я провела поиск на английском языке, используя для анализа пакет Bibliometrix в RStudio и веб-приложениях Biblioshiny. Наше исследование выявило постоянный рост публикаций и цитируемости за последние 16 лет, причем всплеск наблюдался в 2022 году. Среди наиболее цитируемых документов выделялась статья Эйри за 2012 год, собравшая 196 цитат. Лоу Ю стал самым плодовитым автором, опубликовав десять статей в этой области. Примечательно, что "Международный журнал двуязычного образования и билингвизма" занимал центральное место в качестве основного журнала. Университет Ювяскюля внес значительный вклад, укрепив свои позиции в качестве ведущего учебного заведения. Испания, Китай и Великобритания были наиболее активными странами, продемонстрировавшими свою приверженность исследованиям в области многоязычного педагогического образования. Мой анализ выявил важность сотрудничества исследователей с известными авторами и институтами. Выявление "горячих точек" и пробелов в этой развивающейся области имеет первостепенное значение, направляя будущие исследовательские усилия. Этот библиометрический анализ представляет собой дорожную карту для исследователей, стремящихся внести значимый вклад в динамичную сферу многоязычного педагогического образования. Используя сложившиеся партнерские отношения и признавая ключевые области интересов, исследователи могут эффективно ориентироваться в этой области, способствуя прогрессу и инновациям.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3901ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ2025-03-11T17:51:50+06:00. Хырхынбай Ж., Сагалиева Ж., Жанайхан Е., Сақтағанов Б., Абдихайымова Г. balabiken@mail.ru<p>С развитием искусственного интеллекта открываются новые перспективы автоматизации оценки математических навыков. Инновационные системы на основе искусственного интеллекта способны не только анализировать полученные данные, но и адаптировать процесс оценки с учетом индивидуальных потребностей обучающихся. Современные технологии позволяют создавать алгоритмы, обеспечивающие более точную интерпретацию результатов, минимизирующие субъективный фактор и повышающие эффективность образовательного процесса.</p> <p>В статье рассматривается бурное развитие искусственного интеллекта в последние десятилетия, а также его широкое применение в различных сферах, в том числе в образовании. Особое внимание уделено роли информационных технологий в оптимизации процесса обучения, автоматизированной проверке знаний и персонализации обучения. По мнению автора, интеграция искусственного интеллекта в систему образования открывает новые возможности для преподавателей и обучающихся.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2777ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ SCRATCH ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ2025-03-06T13:07:15+06:00. Сабырханова Л.Ш., Жайдакбаева Л.К.s.lazzat_777@mail.ru<p>Scratch- это программное обеспечение для блочного программирования, разработанное в MIT Media Lab. Оно позволяет детям создавать свои собственные игры, анимации и интерактивные проекты, используя блоки вместо написания кода. Scratch является эффективным инструментом для обучения детей основам программирования и развития их креативного мышления.</p> <p>В данной статье мы рассмотрим, как использование Scratch может влиять на представление и развитие креативного мышления учащихся начальной школы.</p> <p>Представление - это способность детей воспринимать и интерпретировать мир вокруг них. Использование Scratch позволяет детям выразить свои идеи и мысли в интерактивной форме. Они могут создавать свои собственные проекты, используя блоки с разными функциями, такими как движение, звук и анимация. Это учит детей представлять свои идеи и концепции в конкретной форме, что способствует развитию их представительных способностей.</p> <p>Креативное мышление - это способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и уметь видеть вещи по-разному. Использование Scratch позволяет детям развивать креативное мышление, поскольку они создают свои собственные проекты, в которых используют свои фантазии и идеи. Они могут экспериментировать с различными цветами, формами, звуками и движениями, и при этом не нужно быть экспертом в программировании. Scratch позволяет детям выразить свои идеи и мысли в интерактивной форме, и делать это с помощью блоков, что значительно упрощает процесс.</p> <p>Еще одним преимуществом использования Scratch является то, что дети могут работать в команде и сотрудничать друг с другом. Это учит детей коммуникации и управлению проектами, а также помогает им развивать социальные навыки.</p> <p>Использование Scratch также способствует развитию у детей высших когнитивных навыков, таких как анализ, синтез и оценка информации.</p> <p> </p> <p> </p> <p> </p> <p> </p> <p> </p> <p> </p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3880ЗНАЧЕНИЕ DENVER II И ДРУГИХ СКРИННГОВЫХ ТЕСТОВ В ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА2025-03-16T01:32:36+06:00. Куралбаева А., Пилтен Г., Тасова А., Ибрагимова А.aliya.kuralbayeva@ayu.edu.kz<p>Тесты скрининга развития являются критически важными инструментами для оценки когнитивного, моторного, языкового и социально-эмоционального развития детей, позволяя своевременно выявлять потенциальные задержки в развитии. Раннее выявление имеет решающее значение, поскольку оно позволяет осуществлять своевременное вмешательство, что может предотвратить длительные проблемы в развитии, улучшить долгосрочные результаты детей и повысить их качество жизни. В данной статье представлен сравнительный анализ широко признанных тестов скрининга развития, включая Denver II, Анкеты «Возраст и этапы» (АВЭ), Развития младенцев и детей раннего возраста по шкале Бейли (Bayley-III), Шкалы интеллектуального развития по Гриффитс и Анкарский инвентаризационный список скрининга развития (АИССР).</p> <p>Denver II оценивает личностно-социальные, мелкомоторные, языковые и крупномоторные навыки у детей в возрасте от 0 до 6 лет. Он широко адаптирован для различных культурных контекстов, включая Турцию, где его часто используют медицинские работники для оценки этапов развития и выявления задержек. АВЭ является практичным инструментом, который был культурно адаптирован для различных групп населения, и заполняется родителями. Однако, поскольку он основан на ответах родителей, существует риск субъективности, и он может не охватывать некоторые когнитивные аспекты, особенно у младенцев.</p> <p>Bayley-III предоставляет подробную оценку когнитивных, моторных, языковых, социально-эмоциональных и адаптивных навыков, поддерживаемую широкими культурными адаптациями, что делает его надежным вариантом для скрининга. Однако его длительный процесс администрирования может ограничить доступность, особенно в крупных масштабах.</p> <p>АИССР специально адаптирован для турецких детей, оценивая языковое и когнитивное развитие, моторные навыки, социальные навыки и навыки самообслуживания, что делает его особенно эффективным для использования в здравоохранении и образовательных учреждениях Турции. Каждый тест имеет свои уникальные сильные и слабые стороны, что подчеркивает потенциальную пользу использования нескольких тестов вместе для комплексной оценки развития детей, позволяя осуществлять ранние и эффективные вмешательства, когда это необходимо.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3529ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕДИОБРАЗОВАНИЯ2025-03-11T13:09:57+06:00. Смаилова Д.Е., Хан Н.Н., Каратаева Т.О., Аспанова Г.Р.diana.smailova.89@mail.ru<p>В статье рассматривается необходимость формирования у младших школьников медиаграмотности, позволяющей решать практические задачи в информационном обществе, пользоваться информацией в различных видах ее представления, владеть способами общения с помощью интерактивных методов в медиапространстве.</p> <p>Целью статьи является разработка и экспериментальная проверка педагогических условий формирования медиаграмотности у младших школьников.</p> <p>На основании анализа различных подходов в данном исследовании авторами выявлено, что рассматриваемый феномен практически не исследован, а в педагогике – только определяется как научная проблема. Авторами дано определение понятию «медиаграмотность». Авторы статьи также дают определение педагогическим условиям и предлагают их использовать с учетом формирующего воздействия на все компоненты медиаграмотности младших школьников.</p> <p>В статье представлена система измерителей медиаграмотности младших школьников, описаны результаты экспериментального исследования по использованию предложенных педагогических условий. Делается вывод, что при обучении младших школьников важно учитывать, что медиаграмотность является составляющим компонентом качеств личности учащегося, а при ее формировании в системе начального образования эффективно использовать предложенный комплекс педагогических условий. </p> <p>Результаты исследования могут быть полезны как для практикующих учителей начальных классов, так и для разработчиков образовательных программ и ресурсов, направленных на развитие медиаграмотности у младших школьников. Представленные в статье возможности могут служить основой для создания эффективных учебных планов и программ, способствующих успешному формированию навыков медиаграмотности у младших школьников.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4090ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 2025-03-30T01:38:37+06:00. Жусип Э.М., Альмухамбетов Б.А., Еркебаева А.Н.eazhara@mail.ru<p>В статье дается функциональная модель формирования универсальной учебной деятельности младших школьников посредством дифференцированного обучения. При подготовке модели анализируются основные понятия, виды дифференцированного обучения и универсальных учебных действий. Объясняется о трех видах универсальных учебных занятий. Это: регулятивные, коммуникативные и познавательные. Излагается, что регулятивная универсальная учебная деятельность включает саморегуляцию, целеполагание, планирование, оценку , саморегуляцию, самоуважение, контроль, коррекцию самостоятельной деятельности. В то время как коммуникативные универсальные учебные действия включают сотрудничество, умение слышать, слушать и понимать партнера, достижение согласия, обсуждение, правильное выражение мыслей, гармоничное исполнение, распределение ролей, взаимный контроль действий друг друга. Познавательную универсальную учебную деятельность характеризуют логические, познавательные и знаково-символические умения, самостоятельное конструирование цели, изучение, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, моделирование изучаемого содержания, самостоятельное построение алгоритмов.</p> <p>В функциональной модели формирования универсальной учебной деятельности младших школьников посредством дифференцированного обучения объясняются мотивационные, когнитивные, оперо -ционалдықальные и оценочные компоненты, соответствующие ему критерии и показатели. В анализе результатов приводятся результаты контрольной и контрольной работы периода выявления.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3878РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ОСНОВЕ ВИЗУАЛЬНОГО И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ2025-03-16T03:03:01+06:00. Туздыбаева А.Т., Айтпаева А.К.,Абилбакиева Г.Т.,Иманмолдаева Б.З.alma-arujan@mail.ru<p><strong> </strong>В статье рассматривается вопрос о важности визуального и критического мышления в развитии детей дошкольного возраста (5-6л). Основная проблема исследовательской работы была вызвана отсутствием акцента на развитие визуального и критического мышления на практике дошкольного образования.</p> <p>Основной целью статьи является рассмотрение методик для развитии визуального и критического мышления детей в предшкольной группе. В связи с этим текущая исследовательская работа направлена на изучение развитии позновательной активности на основе визуального и критического мышления детей в предшкольной группе. В исследовательской работе использовались количественные и качественные методы, а также был проведен контрольный эксперимент. В процессе экспериментального обучения приняли участие педагоги – воспитатели дошкольной организации и дети предшкольной группы.</p> <p> В результате исследования был получен положительный результат благодаря изучению предложенных методов/приемов. В статье показано, что использование этого метода гораздо эффективнее, чем ежедневные традиционные методы. Поскольку в результате исследования была определена эффективность методов которые основали Эдвард Де Боно и Аделайде Крапсей, рекомендуется использовать эти методы в процессе организованной деятельности в дошкольных организациях.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3518ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 2025-03-06T13:22:24+06:00. Толешова А.Ә., Бекмуратова Г.Т.bekaidos61@gmail.com<p>В последнее время инклюзивное образование стало неотъемлемой частью нашей жизни. Проблема ранней помощи детям имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей здоровья и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения.</p> <p>Воспитание детей требует особых методологических подходов и создания целого комплекса дополнительных условий. При наличии соответствующих педагогических условий наиболее легко развиваются определенные психические процессы и качества, которые очень трудно сформировать на более поздних возрастных этапах.</p> <p>Поэтому мы рассматриваем принципы развития детей раннего возраста в условиях инклюзивного образования, анализируя педагогические вопросы.</p> <p>Статья посвящена особенностям психолого-педагогической помощи детям имеющим различные нарушения в развитии и с особыми потребностями. Показан опыт разработки и реализации программы ранней помощи детям с множественными нарушениями развития.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3822ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА2025-03-16T03:32:00+06:00. Жигитов А.Б.zhigitov_ali@list.ru<p>В статье раскрывается актуальная проблема предпрофессиональной подготовки лиц с нарушением интеллекта. Анализируется современное состояние, проблемы профессиональной ориентации учащихся специальных школ и перспективы развития их предпрофессиональной подготовки. Доказывается значение системной и комплексной педагогической деятельности по профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся с нарушением интеллекта для решения возможных проблем их жизнеустройства в постшкольный период. Рассматривается терминологическое определение понятия «предпрофессиональная подготовка».</p> <p>В статье представлены краткие результаты организованного анкетирования педагогов специальных школ, результаты которого свидетельствуют о наличии определенных проблем в организации профориентационной работы с детьми с нарушением интеллекта: отсутствие специального педагогического образования у учителей трудового обучения, затрудняющее профессиональное проведение данной работы с детьми с нарушением интеллекта; слабая материальная обеспеченность (отсутствие нового оборудования и современных материалов); недостаточность учебно-методического обеспечения кабинетов технологии; трудности в мотивировании учащихся с нарушением интеллекта на предстоящую профессиональную деятельность.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3826ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК2025-03-11T13:47:17+06:00. Калимова Ж.У., Аккалиева А.Ф., Советова Г.М.gulzhan.sovetova.m@gmail.com<p>Это исследование посвящено роли учителей в интеграции творческого письма в образователный процесс учащихся 9-11 классов средних школ Урджарского района области Абай. Цель исследования заключается в определении творческого письма в контексте представления учителей, проблем, с которыми они сталкиваются в процессе обучения и рассмотреть предложения для развития этого аспекта письма.</p> <p>Методы исследования включают в себя использование смешанного подхода, объединяющий качественный и количественный анализ данных. Анкетирование было проведено при помощи Google Forms среди учителей средних школ Урджарского района путем случайной выборки. Всего в исследовании приняли участие сто учителей.</p> <p>Результаты показывают что, хотя большинство учителей определяют творческое письмо как вид письменного самовыражения, значительная часть учителей редко интергирует его в свою педагогическую практику, что подчеркивает необходимость закрепления этого вида письма в образовательных программах. В исследовании подчеркивается важность интергации творческого письма в учебный процесс и предлагаются стратегии для решения выявленных проблем.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4072ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПУТЕМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ ФОЛЬКЛОРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ2025-03-15T01:21:49+06:00. Казбай П.А., Сағындык Н.Б.parasat98_98@mail.ru<p>Прежде всего, в статье автор акцентирует внимание на проблемном обучении казахским сказкам. Предусматривается эффективное и целесообразное использование новых технологий, применяемых в образовательном процессе. В статье национальная ценность представлена как постоянный мотив, который сам по себе служит композиционной структуре и идейным особенностям сказки. Также подробно анализируется, как национальные ценности отражены в произведениях казахского фольклора, содержащихся в учебнике школьной программы.</p> <p>Согласно материалам исследования, в качестве основного объекта взяты казахские сказки. Это позволяет повысить актуальность темы и эффективность литературного образования.</p> <p>Учитывались особенности преподавания литературы с точки зрения философии и культурологии, способствующие усвоению национальных ценностей, научно и методически обосновывалась система преподавания.</p> <p>С учащимися были обсуждены вопросы познания, традиций и обычаев, которые возникли в связи со сказками и прочно укоренились в казахской литературе.</p> <p>Учащимся было показано, что фольклорные произведения отражают целую историческую эпоху и общественное сознание.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4034 ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ2025-03-15T01:40:26+06:00. Сапанова Н.Д., Шілдебаев Ж.Б., Альменаева Р.А. sapanova93@inbox.ru<p>В данной статье будет определена эффективность программы деятельностного исследования в повышении навыков критического мышления учащихся, а также в формировании экологических знаний, проанализировано, в чем преимущества традиционного обучения по сравнению с общеобразовательной программой. В статье исследуется, что полевые мероприятия, масштабные акции с проектами, проводимыми в рамках метепа, способствуют не только повышению активности учащихся, но и пополнению знаний, стимулируют формирование культуры наряду с экологическими знаниями. </p> <p>Обсуждается, что основные принципы методологии обучения, предложенные в результате исследования, способствуют познанию учащихся, ориентируясь на социально-критический анализ углубления их знаний. Для получения качественных данных исследовательским группам в течение 3 месяцев обсуждались результаты с проведением исследования в рамках программы исследования действий. Многие типы методов обучения, ориентированных на учащихся, а также обучение, ориентированное на учащихся, и их совместная деятельность способствовали повышению экологической грамотности учащихся в исследовательской группе. Основываясь на количественных данных после исследования, было показано, что учащиеся исследовательской группы активно участвуют в мероприятиях и заинтересованы в решении экологических проблем, исследование деятельности показало, что модель эффективна в повышении экологической функциональной грамотности учащихся.</p> <p>Подводя итоги, исследуется, влияет ли развитие критического мышления учащихся на повышение их уровня знаний. Опыт, все используемые стратегии, отличающиеся от традиционной формы обучения, позволяют педагогам расширять сферу обучения экологии.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/4084МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИГРЫ В ФУТБОЛ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ2025-03-30T01:16:46+06:00. Ижанов Ж.Т.,Жунисбек Б.,Рыскалиев С.Н., Кашкынбаева З.К.bauyrzanznisbek888@gmail.com<p>В данной статье философски, психологически и педагогически анализируются основные категории «умение», «игра в футбол» в формировании навыков игры в футбол у старшеклассников. В соответствии с современными тенденциями в формировании футбольных навыков учащихся описываются отечественные и мировые исследования в теоретическом, научно-методическом плане, с учетом их основных характеристик предлагается работа по определению методик, лежащих в основе повышения качества образования в воспитании учащихся средних школ. В статье даются научно-методические рекомендации для более глубокого понимания современных требований к подготовке футболистов и эффективного развития навыков игры в футбол. Анализируется содержание, образец электронного журнала «Футбол». В процессе формирования навыков игры в Футбол рассматриваются методические труды казахстанских авторов, отражающие современные исследования и публикации в данном направлении.</p> <p>В эмпирическом анализе анализируются результаты исследования» результаты интервью с учеником: мотивация, опыт и ожидания в изучении футбольных навыков. По интервью обобщены и обработаны ответы учащихся на ряд важных вопросов, касающихся их мотивации, опыта и ожиданий в контексте изучения футбольных навыков. Общим итогом проведенных методов является то, что психолого-педагогические аспекты важны для развития футбольных навыков и предполагают развитие лидерских качеств, командной работы и эмоциональной стабильности у учащихся, результаты которых отражаются в таблицах и гистограммах. Также проводятся интервью с тренерами и учителями футбольной игры, даются ее результаты.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические наукиhttps://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/3978МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОБЗОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ2025-03-16T20:40:49+06:00. Оспанкулов Е.Е., Нишанбаева С.З., Таңірберген А. ospankulovernar2@gmail.com<p>Изменения в программе начального образования Казахстана, особенно в том, что касается физического воспитания, отражают необходимость сбалансированного подхода к интеллектуальному развитию и физическому здоровью. Поскольку образовательные реформы повышают познавательные требования к учащимся, существует обеспокоенность по поводу снижения физической активности, которая имеет решающее значение для общего состояния здоровья детей. Традиционная цель - формирование всесторонне развитой личности - остается неизменной, но для ее достижения теперь требуется повышение осведомленности о важности физического здоровья как основной ценности человека.</p> <p>Однако растущее внимание к умственному и психоэмоциональному развитию отодвинуло на второй план физическую активность, что привело к снижению естественного двигательного поведения младших школьников. Этот дисбаланс указывает на необходимость разработки стратегий, направленных на повышение мотивации детей к самостоятельной физической активности не только с помощью внешних стимулов, но и путем воспитания у них внутренней ценности физического здоровья.</p> <p>Для решения этой проблемы развитие чувства самостоятельности в процессе физического воспитания стало центральной задачей в казахстанских начальных школах. Развитие самостоятельности учащихся в занятиях физическими упражнениями и спортом может иметь жизненно важное значение для противодействия негативным последствиям ограниченной подвижности, помогая учащимся формировать здоровые привычки на всю жизнь.</p>2025-04-01T00:00:00+06:00Copyright (c) 2025 Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки